Трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО)

Трубопроводная система ВСТО - "Восточная Сибирь - Тихий океан" - пожалуй, важнейший проект российского ТЭК в этом десятилетии. Она позволит покончить с зависимостью российских нефтяников от европейского рынка и диверсифицировать поставки за счет рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. По прогнозам, именно страны Азии обеспечат в ближайшие годы основной прирост в мировом потреблении нефти.

 

Решение о строительстве ВСТО было принято в декабре 2004 года. Первая очередь нефтепровода (ВСТО-1), запущенная в коммерческую эксплуатацию 28 декабря 2009 года, построена по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Якутия) - Алдан (Якутия) - Сковородино (Амурская область). Длина "восточной трубы" - 2694 километра, проектная мощность - 30 миллионов тонн нефти в год. Половина этого объема будет направляться в Китай после того, как достроят "ветку" Сковородино - граница КНР. Всего Россия экспортировала в 2008 году 221,6 миллиона тонн "черного золота", таким образом, ВСТО увеличивает экспортный потенциал российской "нефтянки" на 13-14%.

 

Затраты на строительство первой очереди ВСТО составили, по словам Владимира Путина, 360 миллиардов рублей (более 12 миллиардов долларов), плюс еще в 60 миллиардов рублей обошелся специальный морской порт "Козьмино" неподалеку от Находки. Строительство трубопроводной системы Тайшет-Сковородино было начато в апреле 2006 года и длилось три с половиной года. СМП "Козьмино" построили быстрее - за полтора года.

Сейчас на участке от Сковородино до Козьмино нефть перевозят цистернами по железной дороге. В будущем их должна соединить вторая очередь ВСТО (ВСТО-2) протяженностью 2100 километров.

ВСТО наполняется нефтью новой нефтегазоносной провинции - Восточной Сибири. Сюда входят недавно запущенное Ванкорское месторождение "Роснефти" (Красноярский край), Талаканское "Сургутнефтегаза" (Якутия), Верхнечонское "ТНК-BP" и "Роснефти" (Якутия), и другие. Нефть добывать здесь не так легко, как на освоенных во второй половине прошлого века месторождениях Поволжья и Западной Сибири, однако современные технологии добычи и нынешний уровень цен на углеводороды делают масштабную разработку этих запасов оправданной.

Нефть Восточной Сибири лучше той, что добывают в других регионах России, в частности, лучше сорта Urals. В ней меньше серы и других примесей, восточносибирская нефть легче, а, значит, ее можно продать по более высокой цене. В рамках пилотных продаж цена нефти ВСТО привязана к цене сорта Dubai, в последующем, по мере развития данного экспортного канала, формула ценообразования на поставляемое сырье будет совершенствоваться. Покупателем первой партии сырья стала финская компания финская IPP Oy, которая предложила максимальную премию к цене продавца -  "Роснефти". Первый танкер, загруженный нефтью в Козьмино, направится в Гонконг.

С целью стимулировать экспорт нефти Восточной Сибири было принято решение обнулить экспортную пошлину для 13 месторождений - Ванкорского, Юрубчено-Тохомского, Талаканского (в том числе Восточный блок), Алинского, Среднеботуобинского, Дулисьминского, Верхнечонского, Куюмбинского, Северо-Талаканского, Восточно-Алинского, Верхнепеледуйского, Пилюдинского и Станахского. Не исключено, что в ближайшем будущем к ним добавят еще 9.

Нефтепроводная система ВСТО является объектом трубопроводного транспорта нового поколения. Этот трубопровод должен прослужить на 20-25 лет дольше, чем другие существующие, несмотря на тяжелые климатические условия - для него были разработаны специальные трубы. Кроме того, при проектировании и строительстве особое внимание уделялось вопросам минимизации ущерба окружающей среде. С учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, первоначальная трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал.

ВСТО важен не только для нефтяной отрасли России, но и для развития Дальнего Востока. Во-первых, вслед за экспортом нефти планируют наладить и ее глубокую переработку на месте, а это значит, что Приморье наконец-то получит в достаточном количестве произведенное на месте топливо и различные полимеры. Во-вторых, на объектах ВСТО создаются тысячи новых рабочих мест для дальневосточников. И, в третьих, благодаря масштабной стройке развивается инфраструктура региона - строятся новые дороги, ЛЭП, налаживается связь.

Сегодня