Тема:

Новый год 2 месяца назад

Японию охватила "инфляция наоборот"

В Японии в этот Новый год – небывалый отток населения. Жители Страны восходящего солнца стремятся отправиться за границу. Йена растёт, так что покупать товары за рубежом выходит дешевле, чем в японских магазинах.

В Японии в этот Новый год – небывалый отток населения. Жители Страны восходящего солнца стремятся отправиться за границу. Йена растёт, так что покупать товары за рубежом выходит дешевле, чем в японских магазинах.

К концу декабря население в Японии становится меньше примерно на миллион человек. Именно столько японцев обычно уезжает встречать Новый год за границу. Но на этот раз исход японских туристов особенно велик. И все – из-за глобального экономического кризиса. Он привел к резкому росту национальной валюты. Обменивать японские йены на доллары и евро стало выгодно.

"У меня как раза только закончилась работа, – рассказывает один из японцев. – На Новый год лечу с семьей на Тайвань. Йена сейчас очень сильно выросла. Я решил, что, пожалуй, самое время отправиться за границу".

По оценкам одного только международного аэропорта Нарита, в праздничную неделю им воспользуется без малого один миллион три тысячи пассажиров. Охотно тратя сбережения за границей, у себя дома японцы предпочитают экономить. Ситуацию, которая сложилась в японской экономике к концу года, можно называть "инфляцией наоборот": цены в магазинах снижаются все больше, но люди по-прежнему продолжают покупать все меньше.

Японские магазины нарушили многолетнюю традицию тотальных распродаж – это когда скидки от 50 до 70%, а цель – продать все до последнего товара на складе. До настоящего времени их всегда устраивали в первую неделю Нового года. Но сейчас торговые сети развернули борьбу за клиента, не дождавшись праздника. Тем не менее, расчет подстегнуть продажи не оправдался. В послекризисных условиях даже самые заманчивые предложения не всегда рождают спрос, по крайней мере, среди жителей Японии.

"Число именно японских покупателей, действительно, сильно снизилось, – подтверждает директор магазина Арата Исида. – Это общее явление по всей стране, поэтому мы возлагаем надежды на иностранцев. Их, наоборот, стало гораздо больше по сравнению с прошлым годом. Особенно из Китая много покупателей".

Служители японских храмов – те немногие, кого экономический кризис обошел стороной. В новогодние каникулы у них всегда много работы. Обряд очищения совершается в самом конце декабря. Символическим жестом монахи сметают все невзгоды уходящего года и молятся, чтобы в наступающем они не повторились.