Памятники московской старины потеряли своего защитника

Давид Саркисян верил, что можно строить, не разрушая
В Москве простились с директором Государственного музея архитектуры Давидом Саркисяном
Давид Саркисян верил, что можно строить, не разрушая
Давид Саркисян верил, что можно строить, не разрушая
Давид Саркисян верил, что можно строить, не разрушая
В Москве простились с директором Государственного музея архитектуры Давидом Саркисяном
Давид Саркисян верил, что можно строить, не разрушая
Давид Саркисян верил, что можно строить, не разрушая
Памятники московской старины потеряли одного из самых авторитетных своих защитников. Накануне скончался Давид Саркисян – директор Государственного музея архитектуры. Для него российская столица – лучший город мира, он делал всё, чтобы Москва обновлялась, но не теряла своего неповторимого облика.

Памятники московской старины потеряли одного из самых авторитетных своих защитников. Накануне скончался Давид Саркисян – директор Государственного музея архитектуры. Для него российская столица была лучшим городом мира, и он делал всё, чтобы этот город обновлялся и строился, но при этом не терял своего неповторимого облика. Сегодня о Саркисяне скорбят и вспоминают его друзья и коллеги.

Человеком многих талантов называют Давида Саркисяна друзья и коллеги. А он сам про себя говорил, что прожил четыре жизни. Дипломированный физиолог, когда-то он изобрел лекарство, которое применяют при лечении болезни Альцгеймера. Потом вдруг ушел в кино. Снял больше 20 документальных фильмов. Дальше занимался кинокритикой и выставочными проектами. А в 2000 году возглавил Музей архитектуры. Специального образования у него не было, но профессиональное сообщество Саркисяна признало быстро и безоговорочно.

"В Москве с его приходом появился центр общения, центр развития исторической науки, выставочного дела, и музей стал все более и более посещаемым", – рассказал почетный президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский.

Саркисян был современным директором музея, всегда поддерживал проекты молодых, открывал архивы и устраивал выставки академические и авангардные. Завел интернет-блог. И так страстно всегда говорил, а скорее кричал об архитектурных потерях столицы. Самым страшным называл проект так называемой "реставрации" Царицыно.

По словам директора Государственного института искусствознания Дмитрия Трубочкина, Саркисян умел совместить природную резкость, восточную горячность и корректностью с умением подать это точно, грамотно.

Его болью был, конечно, Военторг – он ровно напротив Музея архитектуры. Безжалостный снос уникального здания, строительство на его месте муляжа Давид Саркисян называл варварством. Гостиница "Москва" – когда ее рушили, он спасал то, что новые строители собирались отправить на помойку – Щусевские двери, дверные ручки, флагштоки.

"Не удалось отстоять гостиницу "Москва", но из нее удалось вывезти фрагменты архитектуры, убранства. За несколько дней до смерти Саркисян звонил и говорил, что надо организовать вывоз деталей детского мира", – сообщила профессор Московского архитектурного института, Лауреат премии им. Комеча Наталья Душкина.

Он не любил путешествовать, но объехал весь свет. И точно знал, что лучше Москвы может быть только Москва, потому что нигде в мире нет таких широких улиц и магистралей, ведущих прямо в сердце города. Столица – хаотичная, шумная, безумная, странная, невероятно обаятельная... Но ,если приглядеться, везде разрушения.

"Подлинность Москвы теряется, она становится безликой. Есть, например, Рим, он не потерял свой облик, Москва тот же Рим, но она теряет свою ткань", – сетовал Давид Саркисян.

Он часто повторял, такими темпами Москва превратится в смесь Лас-Вегаса, Диснейленда и турецкого курорта. Не спорил с очевидным – город должен развиваться, но согласно внятной архитектурной концепции и верил, что можно строить, не разрушая.