"Неизвестная Раневская"

"Фаина Раневская не человек, она – люди", – так говорил Михаил Ромм об известной актрисе. Неудивительно, что что-то новое о ней узнают до сих пор.

"Фаина Раневская не человек, она – люди", – так говорил Михаил Ромм об известной актрисе. Неудивительно, что что-то новое о ней узнают до сих пор.

Артист Евгений Стеблов входит в роль актрисы Фаины Раневской: "Друзья мои, вы должны понять, что сумка для женщины – часть тела".

За звуковым пультом Сергей Орлов охотится на неизвестную Раневскую. Ее знают как острую на язык пересмешницу, мастера афоризмов, героя анекдотов. Чтобы найти неизвестную, то нужно выслушать тех, кто общался с ней лично.

Народная артистка России Валентина Талызина рассказала: "Я работала с ней в двух спектаклях и никаких этих пошлых анекдотов я не слышала от нее, кроме одного, когда ей досаждали поклонники, она отвечала им в домашний телефон: "Я не могу долго говорить. Я из автомата!"

Выходить на сцену вместе с Раневской Валентина Талызина вначале робела. "У нее был очень проницательный глаз. А уж чтобы получить ее одобрения, похвалу... Не дождетесь", – говорит Талызина.

Партнерам Раневской нужно было уметь держать удар. "Ей надо было почувствовать сопротивление от актера", – считает народный артист Евгений Стеблов.

Стеблов играл с Раневской в спектакле "Правда хорошо, а счастье лучше". Финал до сих пор у него перед глазами. "Уходила вглубь сцены и напевала: "Рубашка моя – голубая строчка. Прощай, моя дочка". И от того, как она это делала, у меня до сих пор мороз по коже. Действительно, неповторимо", – вспоминает Стеблов.

Неповторимость Раневской – загадка, которая заставила актера музыкального театра Сергея Орлова стать исследователем. Он нашел и издал ранее неизвестный фильм с ее участием – "Родные берега", а еще составил полную фильмографию актрисы.

Музыковед и актер Петр Меркурьев говорит: "Это маленькая брошюра, но если ее посмотрит настоящий ученый, он скажет: "Вот, готова диссертация".

Но Сергея Орлова больше интересует не академический статус, а живая память. Поэтому он и собирает в студии тех, кто помнит Раневскую. Свои воспоминания уже записали Людмила Гурченко и Юрий Яковлев, на очереди Олег Табаков и Василий Ливанов.

Открытый Сергеем Орловым фильм "Родные берега" единственный, где у гениальной "эпизодницы" главная роль, и не комическая. Она играет директора музея – умную, интеллигентную женщину. Именно такой помнит Раневскую Валентина Талызина. "Очень любила Ахматову, Пушкина, вся комната ее была заставлена шкафами с книгами", – рассказывает народная артистка.

Сказывалась и дореволюционная закваска. Талызина вспоминает, как просто было почувствовать себя аутсайдером на репетициях Раневской с режиссером Ириной Анисимовой-Вульф. "Они часто говорили по-французски, а я 7 лет изучала немецкий в школе, ничего не понимала", – говорит Талызина.

Понять легенду – задача непростая. Потому хочется верить, что издательский проект "Неизвестная Раневская" на аудиокниге воспоминаний не иссякнет.