Георгия Гараняна будут помнить не только поклонники джаза

В понедельник в Москве на 76-м году жизни скончался известный джазовый музыкант дирижер и композитор Георгий Гаранян. По словам вдовы музыканта, "это произошло в Краснодаре, куда Георгий Арамович приехал со своим оркестром на гастроли". Рассказывает обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова.

В понедельник в Москве на 76-м году жизни скончался известный джазовый музыкант дирижер и композитор Георгий Гаранян. По словам вдовы музыканта, это произошло в Краснодаре, куда Георгий Арамович приехал со своим оркестром на гастроли. Рассказывает обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова.

Кочарова: Саксофониста и композитора Георгия Гараняна будут помнить не только поклонники джаза. Ведь он написал музыку к более чем 30 фильмам. И если вы хоть раз смотрели, например, "Покровские ворота", то, конечно, помните его музыку. Гаранян был не только блистательным музыкантом, но и настоящим сподвижником джаза. А в советские времена это требовало не только таланта и упорства, но и определенной смелости. Всю жизнь он относился к джазу не просто как к музыке, а как к искусству.

Гаранян: В Америке, стране джаза, уже давно принято считать джаз не развлечением, а искусством. И высшие достижения джазменов тоже приравниваются к произведениям искусства.

Кочарова: Инженер-механик по образованию, Георгий Гаранян начинал в 50-е годы в молодежном оркестре ЦДРИ. Уже в середине 50-х молодой музыкант обратил на себя внимание, стал получать приглашения из-за рубежа, которые советское начальство неизменно отклоняло. Очень скоро он стал играть в оркестре Олега Лундстрема (кстати, потом, в начале двухтысячных, руководил этим оркестром). В 60-е уже пришла настоящая слава. Его композиции звучали по Всесоюзному радио, и одновременно их транслировал запрещенный "Голос Америки". В 70-е появился его звездный и легендарный ансамбль "Мелодия". Друзья и коллеги все в один голос говорят, что Гаранян был не просто выдающимся музыкантом, но и настоящим лидером. Композитор Владимир Дашкевич.

Дашкевич: Гараняна я любил не только как музыканта, хотя я считаю, что он был и оставался до последнего саксофоном номер один, но и за то, что он собрал единомышленников огромного таланта и масштаба, каждый из которых был личностью.

Кочарова: Для многих коллег новость о кончине Георгий Гараняна стала неожиданной. Композитор Александр Журбин.

Журбин: Человек, который никогда не пропускал светских мероприятий, участвовал во всех концертах. Был неутомим, гениально играл. Казалось, что жизни впереди у него – еще лет тридцать.

Кочарова: Еще в начале января вместе с другом и коллегой Святославом Бэлзой Георгий Гаранян ездил на гастроли.

Бэлза: Мы с ним много не просто встречались последнее время, но и работали. В конце декабря мы были в Екатеринбурге, а первые пять дней нового года провели вместе с Денисом Мацуевым в Кисловодске, где он как всегда был в отменной форме и молодых, что называется, зажигал.

Кочарова: Георгий Гаранян любил придумывать. Он много сочинял, делал аранжировки, делал рекордное количество записей в качестве дирижера оркестра по кинематографии; даже принимал участие в премьере Первой симфонии Шнитке и писал музыку для цирковых представлений. В течение многих лет вел на радио "Маяк" программу "Джаз-клуб". Еще в 70-е он написал учебник по аранжировке, по которому по сей день учатся все российские джазовые музыканты. Необычайно общительный и обаятельный, Жора - так о Георгии Гараняне говорят близкие друзья. И добавляют: "патриарх российского джаза".