Рахматуллин: Музей архитектуры при Саркисяне был бастионом защитников старой Москвы

В Москве сегодня простились с директором Музея архитектуры Давидом Саркисяном. Больше всего он был известен как защитник архитектурных памятников Москвы и Петербурга. Координатор "Архнадзора" Рустам Рахматуллин рассказал "России 24", что Саркисян успел сделать для защиты культурного наследия страны.

В Москве сегодня простились с директором Музея архитектуры имени Щусева Давидом Саркисяном. Он был известен как сценарист и режиссер документального кино, но больше всего как активный защитник многих архитектурных памятников Москвы и Санкт-Петербурга. Подробнее о том, что Давид Саркисян успел сделать для защиты культурного наследия России, телеканалу "Россия 24" рассказал писатель, краевед, координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.

"Для профессионалов он был человеком, который пришел из сторонней области и сразу вписался, очень быстро заставил говорить о себе серьезно. Он создал заново Музей архитектуры, построил его как выставочную площадку, но известную культурную точку на карте Москвы. Музей стал своего рода бастионом защитников старой Москвы", – отметил Рахматуллин.

"Вместе мы участвовали в программе по охране памятников, по защите Москвы", – уточнил координатор движения "Архнадзор". В 2003-2004 годах, когда тема охраны Москвы перешла через определенный рубеж, она перестала быть достоянием нескольких человек, подававших одинокие голоса, и стала достоянием общественного мнения, подчеркнул Рустам Рахматуллин. "Это момент сноса самых зримых и крупных памятников – Военторга, гостиницы "Москва", пожар "Манежа". В этот момент оказалось, что нас не пять, и не 10 человек", – сообщил Рахматуллин.

По его словам, в этот же момент родилось современное движение охраны памятников Москвы. В значительной степени оно было связано с новыми компьютерными технологиями, заметил координатор "Архнадзора". И движение "Москва, которой нет", и Московское общество охраны архитектурного наследия, и другие объединения – все они делали свои первые шаги фактически в стенах Музея архитектуры. "Давид Саркисян сразу предоставил эту площадку для нас", – сказал Рахматуллин.

К сожалению, многие проекты отстоять не удалось, сетует координатор движения "Архнадзор". Если говорить о Красной площади, имея в виду Средние торговые ряды, где были уничтожены корпуса, то уже после их уничтожения проект был отменен. "Теперь единственное, что там можно сделать, это вернуть их в режиме реставрационного воссоздания. Это поражение и победа одновременно", – отметил Рустам Рахматуллин.

"Если говорить о гостинице "Москва", то это было, безусловно, поражение, имея в виду сохранение здания. Но это была победа Саркисяна, как музейщика, потому что ему удалось сохранить остатки интерьера этого здания. Да, поражений больше, чем побед. Но этот баланс меняется с каждым годом", – заверил координатор "Архнадзора".