Дед Мороз - новый союзник кризиса. "Экономика. Итоги недели" с Александром Яковлевым

На прошедшей неделе премьер Владимир Путин объявил о том, что 8 марта этого года в России откроются пункты приема старых автомобилей на утилизацию. Они будут работать в рамках программы поддержки отечественной автомобильной промышленности.

Бабки за автохлам

Яковлев: На прошедшей неделе премьер Владимир Путин объявил о том, что 8 марта этого года в России откроются пункты приема старых автомобилей на утилизацию. Они будут работать в рамках программы поддержки отечественной автомобильной промышленности, предполагающей субсидирование покупки новых машин, выпущенных на территории страны. Во многих странах подобные программы, разворачивавшиеся под кодовым названием "бабки за автохлам" были запущены еще в разгар кризиса и очень серьезно повлияли на конъюнктуру автомобильных рынков, да и экономики в целом. И вот, наконец, это явление докатилось и до нас.

Справка: По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за прошлый год в России было продано 1 миллион 460 тысяч новых пассажирских автомобилей. По сравнению с 2008 годом продажи снизились на 49%. Самой популярной моделью у отечественных автомобилистов стала "Лада Приора". За год было реализовано почти 100 тысяч машин. Среди иномарок в прошлом году первое место занял собираемый в России "Рено Логан" – 54 тысячи автомобилей.

Программа по утилизации автомобилей будет действовать в 19 регионах России. В соответствии с ее условиями, владельцы, сдавшие свои старые машины в металлолом, получат сертификат на 50 тысяч рублей. Он позволит получить скидку при покупке нового автомобиля, который собирается в РФ компанией в рамках соглашения о промсборке (по полному циклу или крупноузловому методу) или же заводом, не имеющим с правительством подобного договора. В утиль можно будет сдать как отечественные, так и импортные автомобили старше 10 лет, снаряженной массой не более 3,5 тонны и зарегистрированные на последнего владельца не менее одного года. При этом за утилизацию автомобилей, сдаваемых на переработку в рамках правительственной программы, их владельцам придется заплатить три тысячи рублей. Российское правительство также выделит миллиард рублей на компенсацию затрат автодилеров, которые будут транспортировать автомобили, сдаваемые в рамках программы утилизации, до утилизационных пунктов. На финансирование всей программы в 2010 году планируется потратить 10 миллиардов рублей.

Кстати, пока что на всю России насчитывается всего 15 утилизационных пунктов, и понятно, что тут возникнет масса проблем. Одна логистика дилерам чего будет стоить, да и прочие затраты, думается, будут немалые. При этом власти обещают, что граждане будут затрачивать на сдачу авто и оформление документов на покупку новой машины не очень много времени - всего 3-5 дней, но верится в это почему-то с трудом.

Будет ли эффективно работать программа по утилизации старых автомобилей? Об этом мы спросили аналитика инвестиционной компании "Атон" Юлия Матевосова:

Матевосов: Программа по утилизации старых автомобилей должна довольно-таки эффективно начать свою работу. И мне кажется, здесь будут, прежде всего, два класса потребителей. Первый класс потребителей, которых это может заинтересовать, с моей точки зрения, - малые предприниматели и малый бизнес. И второй класс – это, наверное, потребители, уже непосредственно граждане, скорее всего владеющие опять же отечественным автотранспортом, тоже довольно-таки старым. Исходя из двух классов потенциальных потребителей этой программы, что будет приобретаться на деньги, полученные от этой утилизационной программы? Прежде всего, мне кажется, она может стимулировать спрос опять же на новые коммерческие автомобили. В данном случае, наверное, окажутся основные производители коммерческих автомобилей - это прежде всего ГАЗ и Sollers. Безусловно, если опять же пойдет речь о том, что граждане будут менять старую, скажем, вазовскую продукцию, то вполне возможно, что тот же АвтоВАЗ может выиграть от ее введения, поскольку если эта программа будет идти в основном через регионы, то покупки новых автомобилей, скорее всего, будут автомобилями отечественного производства.


Российский рынок мяса ответил на решение Роспотребнадзора ростом цен

Яковлев: В России вступил в силу запрет на ввоз американских куриных окорочков, и на прошлой неделе российские СМИ забили тревогу – цены на мясо резко пошли в вверх. Причиной запрета стало то, что в так называемых "ножках Буша" слишком много хлора, поэтому они не соответствуют новым российским санитарным нормам. Постановление Роспотребнадзора "О производстве и обороте мяса птицы" снижает предельное содержание хлора в растворе для обработки тушек птицы с 200 до 50 миллиграмм на 1 кубический метр.

Кстати, новые санитарные нормы должны были начать действовать с 1 января 2009 года, но российские производители курятины попросили дополнительное время на подготовку, после чего срок вступления нормы был отодвинут на год.

Всего в 2009 году в России было продано 3,45 миллиона тонн мяса птицы, а произведено - лишь 2,5 миллиона тонн. В прошлом году на американскую курятину пришлось около 22 процентов российского рынка мяса птицы и 79 процентов всего импорта. В 2010 году американцы должны были поставить в Россию 600 тысяч тонн куриного мяса (77 процентов всего импорта).

Российский рынок мяса, подумав немного, ответил на решение Роспотребнадзора уверенным ростом цен. Как отмечала российская пресса, только за два дня 11 и 12 января цены на все виды мяса поднялись на 10%, а по итогам года рост оптовых цен прогнозируется на уровне 30%. На сколько вырастет розница – попытайтесь представить сами. Впрочем, чиновники из Минсельхоза заявили, что Росстат никакого роста цен на мясо в первые две недели января не фиксировал. Ну, раз Росстат не видит – то ничего и нет, логика железная. Однако при этом не исключено, что давление на импорт мяса будет усиливаться в 2010 г, что, конечно же, сыграет на руку отечественным производителям, но может и дестабилизировать и без того не оставшийся в стороне от кризиса рынок.

Каким будет развитие ситуации на российском рынке мяса в связи с последними ограничениями импорта? Говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

Тюрина: Сегодня на долю американских окорочков приходится порядка 70% всего объема импорта мяса бройлера в Россию. Остальные объемы поставляются преимущественно из Бразилии. Бразилия отчасти сможет компенсировать снижение импортных поставок из Америки, и при этом стоит отметить, что рост производства мы видели и в прошлом году в 2009, и ожидаем и в 10, и в 11, и в 12. То есть идет очень активный процесс импортозамещения. При этом мы видим достаточно серьезную конкуренцию между российскими производителями, что, естественно, говорит в пользу снижения цены на рынке, но временное ограничение импортных поставок может повлиять на незначительное увеличение оптовых цен. Я не думаю, что это будет больше, чем 5%. Потому что есть такое ограничение в виде спроса потребителей, и очень активный рост цен может повлиять на снижение потребления, и у производителей могут появиться проблемы с продажами.


После 1 апреля незарегистрированных лекарств в продаже быть не должно

Яковлев: Российские власти, как и обещали, начали кампанию по борьбе с ростом цен на лекарства. В этом году Минздравсоцразвития РФ совместно с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) введут новую систему фиксирования цен на жизненно важные препараты (а это 30% всего рынка), как на этапе выпуска, так и на этапе продажи, что позволит избежать необоснованного всплеска цен, например, это было во время эпидемии гриппа. Напомню, что осенью 2009 года Росздравнадзор зафиксировал значительный скачок цен на лекарства почти во всех регионах России. Проверки Минздравсоцразвития и Генпрокуратуры установили, что основной вклад в удорожание препаратов вносят посредники - дистрибьюторское звено. Для стабилизации ситуации Минздрав и ФСТ разработали специальные методики установления предельных цен производителей и предельных оптовых и розничных торговых надбавок по списку жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС).

До 1 апреля 2010 года все лекарства, которые вошли в этот перечень, должны быть зарегистрированы в Росздравнадзоре, а их цены опубликованы на сайте службы. После 1 апреля незарегистрированных лекарств в продаже быть не должно.

Справка: По данным исследовательской компании Dsm group, в 2009 году цены на лекарства в аптеках выросли в среднем на 15%. Больше всего подорожали противовирусные и противогриппозные препараты. За 10 месяцев прошлого года цены на эти виды лекарств выросли на 47% по отношению к январю – октябрю 2008 года.

Для меня лично очевидно – любое административное регулирование цен на конкурентном рынке – это, во-первых, быстрый шаг к дефициту, во вторых, не менее быстрый шаг к падению качества, и в-третьих, конечно же, повод для коррупции. Почему нельзя было воздействовать на рынок по-иному – на уровне не производителей, а именно дистрибьюторов, - не понятно. Можно более гибко подходить к проблемам аптек, но и более жестко – к контролю за ними. Но вместо этого государство в лучших советских традициях делает популистский и абсолютно не экономический шаг – замораживает цены.
Как регулирование цен на некоторые лекарства повлияет на рынок в целом? Об этом мы спросили директора по исследованиям Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова.
Мелик-Гусейнов: Существенного влияния на фармацевтический рынок в целом то регулирование, которое сейчас активно обсуждается и внедряется, не окажет. Дело в том, что рынок лекарств регулируется и сегодня, и вчера регулировался. Напомню, что сегодня 65 субъектов Российской Федерации регулируют цены на все лекарственные препараты. Есть очень хороший пример, где цены не регулируются вовсе, это Самарская область. И цены в Самаре и в Самарской области несколько ниже, чем в среднем по России. То есть здесь пример, который характеризует нам то, что рынок сам себя регулирует. Если мы говорим в целом про Россию, то регулирование цен на хотя бы жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства необходимо, потому что рынок у нас социальный, рынок до конца еще не транспарентный, и самое главное, что медикаменты не доступны широкому кругу населения.

Дед Мороз - новый союзник кризиса

Яковлев: В этом году расхожая присказка про то, что для русского - легкий морозец, то для немца – смерть, неожиданно выявила внутри себя глубокий экономический подтекст. Суровая зима, нагрянувшая в Европу, не только блокировала аэропорты в Англии и Франции и парализовала автобаны в Германии. По предварительным данным, ущерб от аномальной погоды в европейских странах может составить миллиарды евро. Эксперты уже высказывают опасения, что нанесенный экономике урон достаточно велик, чтобы затормозить восстановление некоторых экономик Еврозоны после рецессии. Дед Мороз как новый союзник кризиса – это звучит юмористически, но в каждой шутке лишь доля шутки. Приготовившаяся к глобальному потеплению Европа явно оказалась не готова к такой климатической выходке, и только в одной Германии ущерб от снегопадов и холодов уже составил 2 млрд евро. А россияне тем временем радуются январю без дождей и высоким ценам на нефть, которые выталкиваются наверх сезонным ростом потребления энергоносителей. Еще пара месяцев холодов - и нефть будет стоит 100 доллбарр, Европа будет лежать у ног Газпрома, и кризис в российской экономике забудется как страшный сон.

"Экономика. Итоги недели" с Александром Яковлевым на радио "Вести ФМ"