Автомобили получат собственные "отпечатки пальцев"

На магистралях Москвы в среду вечером резко осложнилось движение автотранспорта
Иномарки в России пометят специальной маркировкой. Законопроект о внедрении новой противоугонной технологии внесен в Госдуму. Каждый автомобиль предлагают помечать уникальным кодом из десятков тысяч невидимых микроточек. Они станут своего рода аналогом отпечатков пальцев для машин.

Иномарки в России пометят специальной маркировкой. Законопроект о внедрении новой противоугонной технологии внесен в Госдуму. Каждый автомобиль предлагают помечать уникальным кодом из десятков тысяч невидимых микроточек. Они станут своего рода аналогом отпечатков пальцев для машин. Практически любую деталь автомобиля можно будет легко опознать. Как рассчитывают авторы законопроекта, это сделает бессмысленными угоны. Правда, у этой идеи есть важная коммерческая составляющая. Если маркировка станет обязательной, водителям придется заплатить от трех до пяти тысяч рублей за эту услугу, а общий объем рынка оценивают в несколько миллионов долларов. Помогут ли микроточки защитить имущество - выяснял корреспондент радио "Вести ФМ" Николай Осипов.


Осипов: Невидимая охрана для автомобиля. Это как штрих-код в магазине или отпечатки пальцев человека, австралийская технология, пока малоприменяемая в России. На поверхность автомобиля наносят специальный состав с десятками тысяч микроточек, у каждой - персональный идентификационный номер, который хранится в базе ГИБДД. Data Dot - название технологии, переводимое, как "точечные данные". Считав этот код, можно за считанные секунды определить, что это за автомобиль и кто его владелец. Глава транспортного комитета Госдумы Сергей Шишкарев предлагает обрабатывать такими точками все иномарки, возимые в страну. Это перекроет пути контрабанде и осложнит жизнь угонщикам, ведь по микроточкам можно будет опознать машину.

Шишкарев: Это подразумевает такой баллончик с распылением на отдельные части и агрегаты автомобиля. Наносится уникальный набор цифр для автомобиля, подделать это невозможно. Технически это будет производиться после того, как автомобиль пересечет границу, эти баллончики будут покупаться как покупаются акцизные марки, и перед тем, как поставить автомобиль на учет, надо будет нанести эту маркировку.

Осипов: Маркировка более надежна, ею помечают большинство узлов автомобиля, так что, даже разобрав все на запчасти, угонщики столкнутся с трудностями. Меченые детали продать будет трудно. То же самое касается и незаконно ввозимых запчастей: отсутствие маркировки будет доказывать контрабандное происхождение деталей. Маркировку предлагается ставить сразу после пересечения границы. Юрий Урюков, обозреватель газеты "Клаксон", поясняет нам техническую суть дела.

Урюков: На эти точках можно зашифровать любую информацию, номер автомобиля, информацию о таможенных ограничениях, о производителе автомобиля. Технология такова, что это не смыть ни растворителем, ни химикатами, как заявляют разработчики системы.

Осипов: Для более надежной защиты уже сейчас некоторые компании предлагают нанесение такой маркировки. Стоимость колеблется от 7 до 10 тысяч рублей. Правда, если микроточки сделают обязательными и дело поставят на поток, процедура должна сильно подешеветь. Ориентировочные суммы - одна-две тысячи рублей за автомобиль. Правда, скептики тут же находят массу нестыковок в этой идее. К примеру, главный редактор газеты "Автоизвестия" Олег Осипов задается вопросом, а что делать, если понадобилась замена детали.

Олег Осипов: Вот именно, а если поменял капот, какой-то узел или агрегат, что часто случается, - надо заново эту маркировку наносить? Для меня здесь больше вопросов, чем ответов.

Осипов: Организационные моменты инициаторы новшества обещают решить в процессе обсуждения законопроекта. Если маркировку сделают обязательной, для ряда компаний открываются большие перспективы по зарабатыванию денег. Ведь, учитывая объем ввозимых иномарок в Россию, даже самые низкие расценки на маркировку образуют рынок в несколько миллионов долларов в год. Эксклюзивными правами на эту технологию в нашей стране обладает компания "Машиноимпорт". Сергей Шишкарев, правда, считает, что монополии быть не должно. Рынок распределят по конкурсу, и компаний, вероятно, будет несколько.

Шишкарев: Должна быть справедливая процедура конкурса, выбор лучшего технического решения с лучшей ценой. Это не должна быть одна компания, которая поставляет продукт на рынок, а лучше, если технология будет опробована и внедрена в России.

Осипов: Экспертов все же смущает целесообразность этой идеи. Скептики пока что видят, что реальные бонусы от этого достанутся только одному - австралийской компании, которая может продать свою технологию целому государству и получить многомиллионные прибыли. Вот здесь и возникает вопрос, кому это нужно, автовладельцам или бизнесу, спрашивает главный редактор газеты "Автоизвестия" Олег Осипов.

Олег Осипов: Осуществить это по всей России мне представляется делом многотрудным. Все это имеет мало смысла, если не считать интереса компании, которая будет производить такую маркировку.

Осипов: Еще один вопрос, сможет ли российская милиция технически осилить внедрение этих микроточек. Понадобится закупка нового оборудования, составление новых баз данных с информацией о маркировке. Все это не малые расходы. Да и подобные базы данных тут же всплывают на черном рынке, напоминает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Можаретто. ГИБДД и таможня уже давно пытаются создать совместную базу данных, которая бы отслеживала все автомобили страны, пока не получается. Вряд ли с маркировкой будет иначе, полагает эксперт.

Можаретто: Я, например, беседовал с Федеральной таможенной службой, они говорят, что мы готовы работать с кем угодно, но нам нужны гарантии, что завтра это не будет продаваться на Митинском радиорынке. Говорят, что у них утечек не было, а из ГИБДД все время есть утечки. Наверное, в ГИБДД говорят тоже самое про ФТС, не знаю. Но теперь начинают придумывать: давайте подпишем каждую деталь, давайте каждому человеку, который въезжает в страну, поставим на лоб печать, это из той же серии, мне кажется.

Осипов: Несмотря на критику, законопроект о микроточках уже внесен в Госдуму и сейчас проходит так называемую стадию рассылки. Документ направляют министрам, депутатам, экспертам, в том числе в ГИБДД - всем, кто готов оценить идею и поддержать или отвергнуть ее. Если предложение не встретит особых препятствий, уже к весне-лету первые микроточки могут появиться на ввозимых в страну иномарках.