Мир вспоминает великого Феллини

благодаря Феллини весь мир без перевода знает, что такое "дольче вита" и "папарацци"
Когда Феллини только начинал снимать, критики называли его фантазёром, а он этим всегда гордился
благодаря Феллини весь мир без перевода знает, что такое "дольче вита" и "папарацци"
Когда Феллини только начинал снимать, критики называли его фантазёром, а он этим всегда гордился
Италия и весь мир отмечает день рождения Федерико Феллини. Гениальному режиссёру исполнилось бы 90. Его приёмы и находки копировали и копируют сотни других режиссёров, благодаря Феллини весь мир без перевода знает, что такое "дольче вита" и "папарацци".

Италия и весь мир отмечает день рождения Федерико Феллини. Гениальному режиссёру исполнилось бы 90. Его приёмы и находки копировали и копируют сотни других режиссёров, благодаря Феллини весь мир без перевода знает, что такое "дольче вита" и "папарацци". Когда Феллини только начинал снимать, критики называли его фантазёром, а он этим всегда гордился.

Искать здесь – раздел "классика" или "авторское кино". Или премия "Оскар", или ... Впрочем, место – не так уж важно. Сориентироваться в этом ассортименте без труда сможет любой киноман. Нужно просто взять с полки диск с фильмом Федерико Феллини.

"Феллини отличается гуманизмом в квадрате, – отмечает кинорежиссер Николай Хомерики. – Каждый человек в его фильме – про него, каждого можно снять фильм. Я раньше покупал его диски, но не лицензионные".

DVD с "Сатириконом" Феллини или "Джинджер и Фред", конечно, не раскупают как горячие пирожки. И хотя в это сложно поверить, но и сегодня некоторые его фильмы – дефицитный товар.

"Судя по тому, что здесь фильмы не представлены – они просто раскуплены", – рассуждает продавец-консультант Вадим Тихонов.

О том, чтобы билеты на показы фильмов Феллини продавались свободно, советские зрители могли только мечтать. Заветный билетик можно было достать только чудом. Уже стало легендой, как в 72-м киноманам пришлось чуть ли не штурмом брать кинотеатр "Иллюзион". И все для того, чтобы хоть одним глазком увидеть "Сладкую жизнь".

На так называемые клубные просмотры в Дом кино попадали в основном профессионалы-кинематографисты. И, конечно же, Феллини пристально изучали во ВГИКе. Но тоже при закрытых дверях. Но вот, например, "Дорогу" официально показали еще в 57-ом на международном фестивале молодежи и студентов в Москве.

"С ним было очень странно, – вспоминает киновед Армен Медведев. – С одной стороны его все знали кинематографисты, наша продвинутая публика, но в прокате его не было. Он же острый человек, человек раблезианский. Это все время раздражало, смущало, вроде бы и хотели, но лучше нашему зрителю и не надо".

Именно по этой причине в советском прокате не появился фильм "8 с половиной". Хотя в 63-м картина получит Гран-при Московского международного кинофестиваля.

"Там был большой скандал, не хотели давать ей главный приз, – рассказывает кинорежиссер Владимир Наумов. – Наш министр настаивал, чтобы главный приз присудили картине "Знакомьтесь, Балуев".

Говорят, что Феллини не пришел на церемонию награждения, когда узнал, что Никита Хрущев заснул на его фильме. Официальным чествованиям итальянский гений предпочел свободное времяпрепровождение.

"Он попросил нас показать Москву настоящую, не с официальными приемами и дежурными улыбками", – продолжает Владимир Наумов.

Советские критики писали: "Феллини выражает кризис художника в буржуазном обществе". Какие-то ленты, например, "Амаркорд", выходили с купюрами, вызвавшими саркастическое удивление у самого Феллини. А западные – не раз обвиняли его в предательстве неореализма. При этом рекорд по количеству "Оскаров" в номинации "За лучший зарубежный фильм" до сих пор принадлежит ему.

Феллини изобрел совершенно новый киноязык и смог всего за несколько съемочных недель собрать из первых скрипок и басов настоящую модель современного общества.