Американским окорочкам дали еще один шанс

Из-за несоответствия этим стандартам Россия приостановит импорт мяса птицы из США, было заявлено на совещании, которое провел Владимир Путин
Американские поставщики куриного мяса могут изменить технологии, чтобы очистить окорочка от хлора и вернуться на российский рынок. Закрытые переговоры по поводу прекращения поставок начались в Москве, однако обсуждение может затянуться.

Американские поставщики куриного мяса могут изменить технологии, чтобы очистить окорочка от хлора и вернуться на российский рынок. Закрытые переговоры по поводу прекращения поставок начались в Москве, однако в Российском союзе промышленников и предпринимателей полагают, что обсуждение может затянуться. Новые стандарты Роспотребнадзора, снижающие допустимое содержание хлора в курице, заблокировали импорт американских окорочков. Отечественные поставщики обещали возместить нехватку мяса на прилавках, но в США еще надеются разрешить "хлорный вопрос". Перспективы возвращения ножек Буша - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.

Осипов: Американским окорочкам дали еще один шанс. Отмыться от хлора - и тогда их пустят на российский прилавки. Именно технология обработки с применением хлора закрыла с начала года этой продукции путь в Россию. Но едва запрет начал действовать, американские специалисты приехали в Москву на переговоры. Терять запланированные продажи - 600 тысяч тонн птицы - там не хотят. И вместе с представителями РСПП готовы подумать о том, как теперь мыть курицу. Обсуждение не быстрое и сложное, но решение найти можно, уверен председатель РСПП Александр Шохин.

Шохин: И американцы заинтересованы в том, чтобы найти это техническое решение, не рассчитывая на перенос сроков введения новых требований, но и мы заинтересованы, чтобы такие решение было найдено – без дачи отсрочек, а с выработкой механизма контроля, который позволит соблюдать требования безопасности по хлору.

Осипов: В РСПП говорят, что уже давно предупреждали американцев об ужесточении санитарных норм и вообще о том, что импорт постепенно будет замещаться отечественным производством. Но слово "постепенно" здесь ключевое, говорят в РСПП, потому и предлагают американцам остаться на рынке, но изменить технологии.

Шохин: Переориентация на другие рынки займет у них несколько лет. И нам нужно несколько лет, чтобы заполнить своей птицей российский рынок. Сейчас в любом случае идет речь о таком периоде, когда американская птица еще будет присутствовать на нашем рынке, но не в ущерб требованиям безопасности, о чем и глава правительства говорил.

Осипов: Опасений получить брешь в птичьем бизнесе вовсе не разделяют российские производители, где не очень поддерживают идею плавной замены продукции. Там ждут не дождутся, когда с прилавков уйдут их главные заокеанские хлорные конкуренты. Отчасти поэтому охотно поясняют разницу в технологиях производства, чтобы покупатель, наконец, осознал, что безопаснее. Сенатор Сергей Лисовский, представляющий как раз отечественных предпринимателей, с готовностью описывает не всегда приятные технологические подробности.

Лисовский: У нас используется так называемое воздушно-капельное охлаждение, когда каждая тушка охлаждается отдельно. Что происходит у американцев, когда они охлаждают в огромном чане с зеленовато-коричневой жижей, где десятки тысяч тушек плавают в этой воде? Они просто вынуждены использовать хлор, потому что иначе в этой воде произойдет биологический взрыв.

Осипов: Надо заметить, что российские бизнесмены, отстаивая качество своей продукции, вовсе не лукавят, предупреждая покупателя о вреде хлора. Хлорная обработка - это самая простая и дешевая технология. По новым стандартам, курица не должна содержать хлора больше, чем в питьевой воде, то есть не более чем полмиллиграмма на литр, а воды при разморозке не должно быть более четырех процентов от веса. Избыток хлора, который в 20 веке использовался как боевое отравляющее вещество, вряд ли будет полезен организму, рассуждает главный врач медицинского центра "Твой доктор" Татьяна Романенко, сразу предложив отвлечься от темы борьбы интересов производителей.

Романенко: Хлор - это высокоактивное химическое вещество, он участвует во всех окислительных процессах клетки. Поэтому особенно заметно его влияние на делящиеся клетки -это клетки печени, кроветворные клетки и клетки репродуктивной системы, то есть, вмешиваясь в метаболизм клетки, в обмен веществ на клеточном уровне ,он может представлять существенную угрозу для здоровья. Но надо заметить, что при термической обработке мяса вредное воздействие хлора существенно снижается.

Осипов: Это действительно так: именно удаление хлора из продукта после обработки и остается главным аргументом американских поставщиков. Правда, Роспотребназдор продолжает настаивать на том, чтобы продукт оставался чистым на всех стадиях. И именно здесь труднее всего договориться.

Практически с самого начала, как только стало известно о переориентации рынка, эксперты заговорили о возможном подорожании птичьего мяса. Отказ от дешевых американских ножек с дешевой хлорной технологией подразумевает переход на более качественную и дорогую продукцию. Правда, российские поставщики уже не раз обещали не только заполнить рынок, но и удержать цены, а руководитель исполкомитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин уверяет, что стоимость технологии - не ключевая в вопросе формирования цен.

Юшин: Это только один из несущественных факторов. В большей степени влияет стоимость корма, стоимость яйца, у нас высокая импортная составляющая при производстве, это и в добавки кормовые. Поэтому говорить, что применение более дорогих технологий повлечет рост цены - неправомерно.

Осипов: В РСПП уже заявили, что история с хлором никакого отношения к политике не имеет, вопрос чисто технический, но в США к этому могут отнестись иначе. Слишком уж о больших деньгах идет речь. Приезд в Москву американских переговорщиков - это лишь первая проба, попытка прощупать, насколько плотно закрылись границы для импортной птицы. Президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский не сомневается, что в самих Соединенных Штатах сейчас идут такие же переговоры, и куриный бизнес наверняка будет давить на Белый дом, чтобы тот предложил Москве что-то взамен на смягчение хлорных стандартов. В качестве компенсации, по мнению Лозанского, может служить поправка Джексона-Вэника.

Лозанский: Американский конгресс работает таким образом, что на него оказывают большое влияние лоббисты. Интересы производителей курятины таковы, что им надо продать как можно больше. И куриное лобби все время давит на конгрессменов, чтобы не отменять поправку Джексоан-Вэника из-за того, что Россия создает проблемы с поставкой курятины. Этот вопрос можно решить раз и навсегда, если Россия проявит жесткость и не будет покупать курятину. Это лобби настолько мощное, что конгресс может отменить поправку.

Осипов: Конечно, это только предположения, но американский бизнес вряд ли легко расстанется с многомиллионным рынком, который столько лет потреблял дешевое мясо, а теперь вдруг перестал его покупать. Вариант со сменой технологий менее хлопотный, но все равно неудобный, и, несмотря на предупреждения, производители не позаботились о том, чтобы заранее подготовиться к новым санитарным стандартам. Теперь при самом благополучном раскладе избавиться от хлора в производстве американским поставщикам удастся не быстрее, чем за два-три месяца. Все это время импортеры будут терпеть убытки и беспомощно наблюдать, как покупатель переходит на продукцию российских предприятий.