Переименование милиции продолжит реформу МВД

Решение о проведении проверки было принято Рашидом Нургалиевым по поручению президента РФ Дмитрия Медведева
Структура МВД, возможно, вскоре претерпит существенные изменения. Милиция может быть преобразована в профессиональную полицию. По словам главы Счетной палаты и сопредседателя Ассоциации юристов России Сергея Степашина, - "милиции общественной безопасности больше не будет".

Структура МВД, возможно, вскоре претерпит существенные изменения. Милиция может быть преобразована в профессиональную полицию. По словам главы Счетной палаты и сопредседателя Ассоциации юристов России Сергея Степашина, - "милиции общественной безопасности больше не будет". В чем разница между милицией и полицией и что изменится, выясняла корреспондент радио "Вести ФМ" Инесса Алексеева.

Оба слова и "полиция", и "милиция" - вошли в русский из разных языков, но переводятся одинаково - это войско, ополчение. И по смыслу они близки: полиция - система особых органов по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и оказанию помощи населению. С ним - населением - она работает в тесной связке. Милиция, как поясняет "Советский энциклопедический словарь", - это система госорганов исполнительной власти. Призвана защищать жизнь, здоровье и права граждан, собственность и интересы общества и государства.

Рабоче-крестьянская милиция появилась у нас в 1917 году в противовес прежней царской полиции. Характер носила временный и объединяла добровольцев. По типу народной дружины. Но со временем так и осталась с этим названием, хотя по сути ее функции не соответствуют этому термину, убежден Сергей Степашин. Глава Счетной палаты возглавлял МВД в 1998. В интервью радиостанции "Вести ФМ" он заметил, что вопрос о переименовании милиции в полицию поднимался и раньше - еще в Верховном совете РСФСР.

"Действительно, впервые был поставлен вопрос о том, что надо привести в соответствие название к функциям. Но тогдашние депутаты сказали, что пока не готовы к терминологии . Потому что с полицией у нас ассоциируется царская сторона и особые аргументы Второй мировой войны. Сегодня практически во всех странах бывшего Советского Союза то, что мы называем милицией, называют полицией", - говорит Степашин.

Он уверен, что сегодня по функциям и содержанию у нас не милиция, а именно полиция. Но дело, конечно, не только в терминологии. Главное - изменение подходов во всех сферах - и в организации, и в кадровой политике ведомства, и его финансировании. С этим мнением согласен первый зампред Комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков.

"Если в рамках реформы МВД, которая проводится по указу президента, будут серьезные, качественные изменения, вот тогда возможна корректировка и названия. Много поговорок на Руси на эту тему , но если не будет изменения подходов в работе, никаких положительных изменений не будет", - считает он.

Первой ласточкой таких изменений можно было бы считать Приказ министра МВД Нургалиева о новых критериях оценки деятельности милиции. Они отменяют пресловутую "палочную систему". Новый приказ уводит милиционеров от "дутых" показателей, пояснил Михаил Гришанков. Теперь деятельность милиции будет оцениваться не по количеству раскрытых преступлений, а по качеству работы и соблюдению законов.

"Так называемая "палочная система" приводила к огромному количеству приписок, а, во-вторых, к тому, что сотрудники милиции, образно говоря, расследуя в течение года 10 преступлений, на следующий год должны были раскрыть уже 11-12. Рождалась необъективная картина того, что происходит. Отмена "палочной системы", наверное, - это одно из самых серьезных решений", - комментирует Гришанков.

Претензии к работе подразделений МВД в последнее время звучат едва ли не ежедневно. В конце прошлого года президент подписал указ о реформировании министерства. К 2012 году личный состав будет сокращен на 20%. Однако должность участкового милиционера сохранится независимо от того, останется милиция общественной безопасности или ее переименуют в полицию. В ведомстве считают, что на сегодняшний день участковый уполномоченный - это ключевая фигура в системе органов внутренних дел. Но не исключено, что при его назначении будет учитываться мнение населения, пояснил в интервью радиостанции "Вести ФМ" Сергей Степашин.

"Я думаю, что мы не должны копировать то, что делается в Штатах, где избирают шерифов. У них другая юридическая система. Но совершенно очевидно, особенно, что касается участкового милиционера, при его назначении необходимо учитывать мнение населения. Так называемые "праймериз" - оценка его работы, его деятельности, должна быть обязательной", - считает Степашин.

Очевидно, что серьезная реформа МВД будет продолжаться. Без этого уже не обойтись.