Ющенко уходит, "ющенкизм" остается. Реплика Александра Привалова

Ющенко уходит, "ющенкизм" остается. Реплика Александра Привалова
Досиживающий последние дни на посту президента Украины господин Ющенко привлёк к себе международное внимание дважды за одну неделю. Он начал с мощного антирекорда, заняв по результатам президентских выборов пятое место. А закончил присвоением звания Героя Украины Степану Бандере.

Досиживающий последние дни на посту президента Украины господин Ющенко привлёк к себе международное внимание дважды за одну неделю. Он начал прошлую неделю с мощного антирекорда, заняв по результатам президентских выборов пятое место. Такого не случалось, кажется, ни разу во всей истории.

Обычно желающий переизбраться лидер либо занимает первое место, то есть побеждает, либо проигрывает, то есть занимает второе место. Пятый результат для действующего президента - это не поражение; это крах, разгром, аннигиляция. Пять процентов голосов для человека, пришедшего к власти во главе победившей оранжевой революции, - это полное и безоговорочное политическое банкротство.

Но господин Ющенко нашёл в себе силы поразить публику ещё раз. Вечером пятницы, выступая на торжественном собрании, посвящённом Дню соборности Украины, он объявил, что присвоил звание Героя Украины лидеру Организации украинских националистов (ОУН) Степану Бандере. В своей речи Ющенко пояснил, что сделал так в интересах миллионов украинцев: они, мол, многие годы ждали, когда же наконец Бандере присвоят звание героя страны.

Наивный человек спросил бы: так что же вы, пан президент, заставляли миллионы людей так долго ждать? Вы и пять лет назад могли это сделать точно таким же росчерком пера - что же не делали? Но таких вопросов никто не задаёт: настолько наивных людей не бывает. Всем понятно, что до президентских выборов Ющенко, вопреки полной очевидности сохранявший надежды на переизбрание, не решался так грубо оттолкнуть от себя всех, кроме западенцев. А теперь, когда надежд более нет, а президентские полномочия ещё есть, самое время выступить.

В некотором смысле этот "классический жест ухода" даже удачен: он с абсолютной полнотой характеризует неизбывную провинциальность оранжевого национализма. Всё-таки возводить в главные герои настойчиво выстраиваемой государственности заведомого террориста - значит прямо заявлять, что никого более достойного на эту роль не нашлось.

Человеку, язык стёршему в клятвах о "европейском выборе", стоило бы понять, что славить террориста - дело не вполне европейское. Потому что в современных терминах Бандера - именно что террорист. Никто не обсуждает с бен Ладеном, хороша цель создания мирового халифата или дурна; точно так же Бандера - преступник и убийца независимо от того, что он думал об украинской государственности.

То, что здесь, в России, бандеровцами долгое время детей пугали, для Ющенко не аргумент: это-де в нас имперские амбиции. Тогда пусть посмотрит на Запад. По данным социологов, у 64% поляков самые тяжёлые семейные воспоминания о Второй мировой войне связаны с действиями украинцев - бандеровских украинцев! - а действия немцев только на втором месте (63%).

В конце-то концов, речь идёт не о доисторических персонажах - сохранилось множество документов. Пощёлкайте три минуты компьютерной мышкой - вы найдёте в сети такие фотографии бандеровских подвигов, что ночью спать не будете. Очень уж эти борцы за национальное самоопределение любили убивать женщин и детей.

Шла бы речь только о недостойном жесте уходящего президента, было бы полбеды. К сожалению, дело обстоит хуже. Ющенко-то уходит - и, по-видимому, насовсем; но "ющенкизм", безоглядный оранжевый национализм, славящий откровенных нацистов, уходить вовсе не собирается.

Обратите внимание: оба оставшихся кандидата в президенты Украины аккуратно воздержались от осуждения обсуждаемого указа. Господин Янукович ограничился замечанием, что этот указ скорее разъединяет, чем объединяет страну. Госпожа Тимошенко вообще пока отмолчалась; причём некоторые видные представители её лагеря даже высказались в поддержку прославлению Бандеры.

Политологи, разумеется, объяснят такую сдержанность нежеланием отпугивать перед вторым туром какую-либо часть избирателей. Объяснение сомнительное, но пусть даже так. Но тогда можно с уверенностью предсказать, что никакая серьёзная политическая сила не выскажется против этого указа вообще никогда.

В самом деле: пройдёт второй тур - все начнут готовиться к парламентским выборам, а значит, опять будут остерегаться кого-либо отпугнуть. А когда и те выборы пройдут, идеологические вопросы опять отойдут к профессионалам. А среди профессиональных идеологов, насколько я понимаю, внятное большинство составляют националисты. Отчасти это результат пятилетнего правления Ющенко (чем-чем, а пропагандой национализма он занимался серьёзно - и успешно), а отчасти - продукт безальтернативности. Коммунистическая идеология на Украине вполне маргинальна, а Партия регионов и Блок Тимошенко живут без идеологий.