Добровольная декларация снимет тормоза с российского бизнеса

В России началось сокращение числа товаров, которые подлежат обязательной сертификации. Цель - ликвидировать излишние административные барьеры для российского бизнеса. Первыми на добровольную декларацию с 15 февраля переходят производители пищевой и парфюмерно-косметической продукции.

В России началось сокращение числа товаров, которые подлежат обязательной сертификации. Цель - ликвидировать излишние административные барьеры для российского бизнеса. Первыми на добровольную декларацию с 15 февраля переходят производители пищевой и парфюмерно-косметической продукции. В чем отличие декларации от сертификации и не пострадают ли от этого потребители, выяснял корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Ткачук.

Обязательная сертификация была введена вначале 90-х с целью оградить покупателей от некачественных товаров, хлынувших на российский рынок. С тех пор прошло почти 20 лет. Отечественный бизнес постепенно развивался. И обязательная сертификация стала тормозом экономики. Первым на это обратил внимание полгода назад премьер Владимир Путин и поручил ситуацию исправить.

Более современный механизм регулирования - добровольная декларация качества. Ее отличие от обязательной сертификации разъяснил председатель думского Комитета по экономической политике Евгений Федоров.

"Если сегодня для того, чтобы вы могли выпускать какой-то товар, вы должны обойти десятки, а иногда сотни чиновников и взять от них бумажки, которые вам что-то разрешают, то декларирование - вы как бизнесмен на свою ответственность заполняете декларацию, в которой перечислены сотни пунктов конкретного характера, те же, что и раньше. Просто для начала бизнеса или производства товара вам не требуется собирать кучу бумаг. Вот это единственное направление работы замены сертификации на декларирование", - объясняет Федоров.

Таким образом, производитель товара принимает обязательство соблюдать требования безопасности продукции и в случае их нарушения нести всю полноту ответственности за причинённый ущерб потребителю. Вопрос - будет ли? При существующем Административном кодексе - вряд ли, уверена председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова.

"У нас получается, что мы какие-то верхушки с Запада берем, внедряем их у себя, не подпирая их всем остальным комплексом нормативных актов. Мы как на качелях. То нас в одну сторону качнет, то в другую. То у нас контролирующие органы кошмарили бизнес - и это на самом деле было так. А теперь у нас маятник качнулся в противоположную сторону - вообще не трогайте бизнес, он у нас очень социально ответственен. И то, что такая цивилизованная норма переложить ответственность на изготовителя и продавца, которую мы переняли у Европы, я боюсь, что она сработает в противоположном направлении", - замечает Головкова.

А все потому, что в нашем законодательстве, в отличие от европейского, наказание не соответствует совершенному преступлению, считает Головкова.

"Сейчас штрафы - смешные. На физлицо при продаже продуктов питания - это может быть 500 рублей, может быть 1000, 2000 рублей. Что такое эти деньги? Это вообще ничто. Это насмешка над здравым смыслом. Европа, перейдя на систему добровольной сертификации, штрафы ввела такие, что изготовитель или продавец разоряется. Если его поймали на факте, что он указал одно, а на деле получилось другое, всё, ему можно закрывать предприятие, он не встанет на ноги никогда", - продолжает эксперт.

В России самый большой штраф предусмотрен для юридических лиц - 10 тысяч рублей. Слабый мотив для того, чтобы быть ответственным, соглашается директор Ростеста Алексей Медников.

"Штрафы - минимальны, ответственности не существует. Те деньги, которые зарабатываются недобросовестными предпринимателями, для них такие уровни штрафов не страшны. Если придет надзор и проверит, им все равно. Они заплатят эту копейку и будут делать то же самое, что фактически сейчас и происходит", - рассказывает Медников.

Поэтому у Европы стоило бы перенять не только упрощенную систему декларирования, но и сложную трехступенчатую систему контроля, говорит Медников.

"В Европе с 1 января введено тотальное подтверждение соответствия. Мало того, не разовое, а на уровне изготовителя, импортера и дистрибьютора. Получается, что Европа сейчас ужесточила в разы требования. Любая продукция подлежит тотальному подтверждению соответствия", - поясняет он.

У нас же пока даже непонятно, каким образом предприниматель может проверить свою продукцию на предмет безопасности и соответствия стандартам.

На сайте Минпромторга опубликован список товаров, который подлежит обязательной сертификации. В нем 2386 наименований. Треть из них скоро можно будет просто декларировать.