Новая история Новодевичьего монастыря

Новодевичий монастырь был задуман как одно из звеньев оборонительного кольца московских обителей-сторожей. В его стенах принимали постриг только знатные женщины – боярские и царские дочери, вдовы, жены. В советское время монастырь превратили в музей. Сейчас обитель возвращена церкви.

Глядя сейчас на эти резные, бело-красные стены, нельзя и подумать, что этот монастырь, который как облако парит над Москвой-рекой, был задуман как одно из звеньев оборонительного кольца московских обителей-сторожей. В 1524 году Василий III в память об освобождении от польско-литовских захватчиков и присоединении Смоленска к Российскому государству повелел основать прямо на дороге, ведущей в Смоленск, а далее в Литву, монастырь названный "Пречистой одигитрии новым девичьим" – для отличия от Стародевичьего вознесенского монастыря в Кремле. Первой игуменьей обители в Лужниках стала Елена Девочкина, поэтому теперь часто путают и говорят, что название монастыря пошло от ее фамилии.

В этих стенах принимали постриг только знатные женщины – боярские и царские дочери, вдовы, жены. Иван Грозный торжественно и с почетом проводил сюда невестку Ульяну Полоцкую, затем здесь поселилась царевна Елена Шереметьва.

"По-доброму женщины в те времена уходили в монастырь. Для царственных дам строили отдельные кельи, и память о них сохранилась в названиях построек. Мы располагаемся в палатах Ирины Годуновой", – рассказывает сотрудник филиала Государственного исторического музея "Новодевичий монастырь" Татьяна Макеева.

"Сюда постригались в монахини опальные царевны, здесь 42 княгини и царица в монахинях жили", – говорит заведующая филиалом Марина Шведова.

Колокольня, по первоначальному плану, должна была быть выше звонницы Ивана Великого – восемь ярусов. Однако при Софье успели построить всего 5 ярусов, заканчивали уже при Петре I, у которого все дела царевны Софьи вызывали неприязнь. Зодчие, решив не злить царя, ограничились всего 6 ярусами. Так и осталась колокольня высотой 34 сажени – это 73 метра. Колокола, как говорят в Новодевичьем, на земле никогда не стояли и голоса своего не теряли : их никто никогда не снимал.

"Вещи от царевны Софьи сохранились. Не только вкладные иконы в большом количеств, но и сохранились вещи бытового плана – тарелки, кресло венецианской работы", – говорит Татьяна Макеева.

После Софьи была здесь в заточении и Евдокия Лопухина, первая жена Петра. Но реформы самодержца сделали свое дело, к XIX веку отправить в монастырь неугодную родственницу стало не так просто. Женщины стали свободнее и своенравнее. А в век XX, после революции, Новодевичий и вовсе перестал быть обителью тишины и иноческого спасения.

В 1922 году в Новодевичьем монастыре, выгнав монахинь, а кого-то даже и расстреляв, у подножия собора, со свойственным тому времени цинизмом открыли музей раскрепощенной женщины. Он просуществовал всего 4 года, и в память о нем осталось лишь название. В 1926 он был преобразован в историко-бытовой художественный музей, а в войну здесь и вовсе поселились люди. Монастырское кладбище сровняли с землей – из 2 тысяч захоронений осталось лишь 94. Здесь были ясли, прачечная, гимнастический зал, в трапезной и Успенской церкви – общежитие фабрики Госзнака.

Когда в начале 1950-х сюда снова вошли музейные сотрудники – состояние памятника истории и культуры была ужасающее. Палаты в деревянных перегородках, люди жили даже в склепе. А иконами из разобранных иконостасов забивали дыры в дверях.

"Создали там, на мой взгляд, одну из лучших экспозиций на историко-церковную тему, представляющую вклад и значение Новодевичьего монастыря в русскую культуру, в русскую историю", – считает директор Государственного исторического музея Александр Шкурко.

Реставрация стен, башен и палат – заслуга музея. 42 объекта, каждый со своим историческим значением. Они все требуют постоянного присмотра и ремонта. Центральный, величавый Смоленский собор, напоминающий владимирские и новгородские храмы, сохранил уникальный иконостас. Но попасть внутрь зимой нельзя – собор летний и открывается только в мае.

"Фрески Смоленского собора дальше середины XVI века не уходят. Это капитальная древность, это означает колоссальнейшее бремя, потому что за этой древностью надо постоянно смотреть, заботиться, реставрировать", – отмечает Марина Шведова.

Сейчас в Новодевичьем постоянно работают 75 реставраторов, отдел документов и книг корпит над древними фолиантами. Но скоро мастерам предстоит переезд, до конца года им надо освободить помещения. Новодевичий возвращен в лоно церкви, и заведовать им теперь будут монахини. С 94 года инокини живут с музейными работниками бог о бок.

"За эти годы мы конечно привыкли к сотрудникам, многие из них стали настоящими друзьями. Мы обращаемся к ним по разным вопросам, когда дела касаются переплета древних книг и реставрации икон, они всегда готовы нам помочь, – говорит настоятельница монастыря игуменья Маргарита (Феоктистова) .

"Каждый год Господь посылал нам то количество послушниц, инокинь, которое было нужно именно тогда и для тех послушаний, которые были в то время в монастыре. И мы надеемся, что теперь, когда и задачи возрастают, к нам в монастырь будут приходить молодые девушки и другие женщины, которые желают спасаться в иноческом чине", – говорит игуменья.

Монахиням, конечно, понадобиться тишина. Чтоб шумные туристы не нарушали ход молитвы, экскурсии, скорее всего, строго регламентируют, но не отменят. Ведь если не экскурсии, то никто и не узнает, какие тайны хранят монастырские стены, где был тайный ход, как монахини в далеком 1812 не дали французам взорвать Новодевичий, и почему в 1998 митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, чья резиденция здесь расположена, пустил паству в свою домовую Преображенскую церковь.

"Кое-кто из москвичей ее видел после урагана 1998 года, когда были поломаны кресты главного собора и Успенской церкви. Для богослужений митрополит открыл свою церковь", – говорит Татьяна Макеева.

Сами монахини не против экскурсий. Считают, что в XXI веке у монастыря новая миссия – просветительская. "У нас есть две сестры, которые однажды приехали точно так же просто посетить монастырь с экскурсией, а потом остались и сейчас они инокини. Такое бывает", – говорит настоятельница монастыря.

Останется в Новодевичьем и экспозиция исторического музея, где собраны древние иконы, уникальные одежды и предметы, не только вкладные, но и просто соответствующие эпохам, сменявшим друг друга, пока стоит монастырь у Лужников. А отдел реставрации уже летом уедет на Измайловский остров.

"Эта архитектура, в которой мы сейчас пребываем, абсолютно не приспособлена для мастерских. Всё-таки, как ни крути, мы – технари, мы – производство, это не отвечает требованиям производства", – уверен заведующий отделом реставрации фондов Государственного исторического музея Алексей Сальников.

За это место – Измайловский остров – музейщики боролись. Если переезжать, то только сюда. Остров этот – рукотворный, образовался после объединения местных прудов и реки Серебрянки по велению царя Алексея Михайловича. Тут прошло детство Петра Великого. На Измайловском острове, точнее на Серебряном и виноградном прудах, началась история флота российского. Юный Петр нашел в сарае на территории отцовского Государева двора старый английский бот, спустил его на воду и навсегда заболел кораблестроением.

Государственный исторический музей здесь с 1987 года. Отделы занимают один из корпусов военной богадельни Николая I, построенной в честь победы над Наполеоном. Архитектор Тон – тот же, что строил дворец в Кремле, – смог спасти от разрушения Покровский собор, жемчужину острова, подперев его с двух сторон корпусами богадельни. В одном из них сейчас институт "Информэлектро", к лету он тоже сменит место жительства.

После переезда остров будут делить два музея – объединенный заповедник "Коломеское" и Государственный исторический музей. Но хранители искусства и традиций не в обиде. Обещают устраивать совместные выставки. А Новодевичий монастырь, памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, которому в 2024 году исполнится 500 лет, ждет новая история.