Самая удачная шутка Китая. Реплика Александра Привалова

Самая удачная шутка Китая. Реплика Александра Привалова
Нынешний уик-энд принёс поразительное известие: Китай объявил, что вводит экономические санкции против Соединённых Штатов Америки. Помимо всего прочего, это ещё и довольно удачная шутка - впрочем, очень немолодая.

Нынешний уик-энд принёс поразительное известие: Китай объявил, что вводит экономические санкции против Соединённых Штатов Америки. Помимо всего прочего, это ещё и довольно удачная шутка - впрочем, очень немолодая.

Одним из первых хитов в истории кинематографии, в девятнадцатом ещё веке, был фильм братьев Люмьер "Политый поливальщик". И вот Пекин делает римейк простенького гэга в планетарном масштабе. Ведь мир привык к тому, что экономические санкции - это оружие, которое применяет, и применением которого грозит, именно Америка. Собственно, практическая монополия на размахивание этой дубинкой и является одним из важнейших свойств знаменитого Pax Americana. И база для этого свойства была и остаётся простой и убедительной: американский рынок, дополненный рынками союзных Америке стран. Он настолько значителен, что санкции, то есть изгнание с этого ключевого рынка, бывают, как правило, весьма чувствительны для караемых фирм или государств.

И тут, глядите, какой реприманд неожиданный: санкциями грозят самой Америке. Эта угроза фиксирует внимание на не очень пока осознанном факте: и китайский рынок стал настолько важен, что изгнание с него может оказаться чувствительным для крупнейших американских корпораций - особенно сейчас, в кризисную пору.

Но давайте обратимся к фактам. Итак, в пятницу администрация США официально сообщила о готовящейся продаже оружия Тайваню на 6,5 миллиарда долларов. Одновременно, с точностью до нескольких часов, госсекретарь Клинтон публично пригрозила Китаю "политической и экономической изоляцией" в мире, если Пекин не поддержит введение новых санкций против Ирана.

Китай отреагировал необычайно жёстко. Глава МИД назвал решение продать оружие Тайваню "грубым вмешательством во внутренние дела КНР и серьёзной угрозой для её национальной безопасности", и американскому послу была вручена нота протеста с перечнем ответных мер: там и полный разрыв сотрудничества с Вашингтоном по военной линии и экономические санкции.

Разрыв военных связей с Америкой - мера не новая: и при Буше такое случалось всякий раз, как американцы активизировали оборонное сотрудничество с Тайванем. Но санкции, повторяю, беспрецедентны. Власти Китая намерены покарать американские компании, участвующие в объявленных поставках оружия на Тайвань, а среди них крупнейшие корпорации Америки. И если, скажем, Lockheed Martin это не страшно, поскольку он с Китаем и так никаких дел не имеет, то для Boeing угроза смертельно опасна: у них в Китае гигантские контракты на поставку самолётов для гражданской авиации, и их потерю на нынешнем депрессивном фоне было бы просто трудно пережить.

Нелады в американо-китайских отношениях начались не теперь. Вспомним хотя бы ноябрьский визит Обамы в Пекин. Тогда американцы активно продвигали идею G2, практически прямым тестом предлагая Китаю совместное доминирование в мире. Китай не просто отклонил сенсационное предложение Обамы, но отклонил его публично. Но теперешнее обострение всё-таки переводит ситуацию на новый уровень: комментаторы заговорили о начале холодной войны между двумя влиятельнейшими государствами современного мира. Риторика сторон, пожалуй, уже соответствующая.

Пока ни Пекин, ни Вашингтон не готовы сдать назад. Американцы уже подчеркнули, что от поставок оружия на Тайвань отказываться не намерены, поскольку не видят в них ничего дурного: "Наша политика направлена на поддержание стабильности и безопасности в регионе". Китай тоже не пойдёт на попятную. Если после многих сотен вошедших в поговорку "последних серьёзных предупреждений" Пекин счёл возможным сделать шаг от слов к делу, едва ли он намерен тут же от этого шага отказаться. Долго сохранять неподвижное противостояние стороны тоже едва ли смогут. Вопрос о новых санкциях против Ирана (из-за которого, очевидно, и пошло обсуждаемое обострение) для администрации Обамы не терпит отлагательства; а потому она будет вынуждена пытаться так или иначе выйти из клинча.

Кто первым шагнёт назад - прекрасный вопрос для тотализатора. Краткосрочная позиция лучше у Пекина: он-то, в отличие от оппонента, никуда не спешит. Кроме того, если США сейчас возьмут назад слова о поставках оружия, это станет сигналом к абсолютному провалу внешнеполитической игры нового президента. С другой же стороны, Китай едва ли готов к полномасштабному противостоянию со Штатами, и время, вопреки заявлениям китайских лидеров, вовсе не обязательно работает на Китай. Рассерженные американцы и их союзники могут приступить к следующему переводу своих производств: уже не в Китай, а из Китая; в страны, где рабочая сила ещё дешевле. Чем плохи, скажем, Индия или Индонезия? Словом, пока возможен любой поворот сюжета.