Тема:

Олимпиада: разбор полётов 13 лет назад

Финансовая сторона Олимпийских игр в Ванкувере

Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге заявил, что снега хватит для соревнований по сноубордингу и фристайлу: его завозят специально. Хотя и это тоже, конечно, не может не увеличивать расходы на игры. А они растут. Так, на безопасность потратят более 900 миллионов долларов.

Ванкувер готов к Олимпиаде. Президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге заявил, что снега хватит для соревнований по сноубордингу и фристайлу: его завозят специально. Хотя и это тоже, конечно, не может не увеличивать расходы на игры. А они растут. Так, на безопасность потратят в четыре с половиной раза больше запланированного – более 900 миллионов долларов. Это больше половины всего бюджета Ванкувера. Впрочем, как показывает олимпийская история, с непредвиденными расходами часто сталкивались и другие "хозяйки" игр.

Самой провальной с финансовой точки зрения Олимпиадой последних десятилетий стали Афины-2004, но у греков был особый случай: не хватало денег на строительство олимпийских объектов и приходилось брать американские кредиты под большие проценты. А через два года в соседней с Грецией Италии устроители зимней Олимпиады в Турине подсчитывали прибыль: при затратах в 700 миллионов евро они заработали почти миллиард. Смогут ли канадцы повторить успех своих предшественников, если учесть, что 21-е зимние Олимпийские игры станут первыми, чья подготовка и проведение приходится на время кризиса мировой экономики?

В 2006 году канадский премьер-министр Гордон Кэмпбелл заявил, что проведение спортивного форума обойдется его стране в 600 миллионов долларов, однако по мере приближения Олимпиады ее стоимость возрастала, как снежный ком. Последняя озвученная сумма превышает первоначальную почти в три раза – 1 миллиард 760 миллионов. И это только официальные данные.

Противники Олимпиады, каких в Канаде оказалось немало, подсчитали, что реальные затраты приближаются вообще к шести миллиардам. В олимпийскую смету они добавили объекты, чье строительство или реконструкция приурочены именно к Ванкуверу-2010: среди них огромный торгово-деловой центр в столице зимних игр, автострада Sea to Sky, сооружение которое оценивают в миллиард, и модернизация железной дороги Canada Line, чьи скоростные поезда будут обслуживать Олимпийскую деревню.

Не застрахована от увеличения и цифра, заявленная самим оргкомитетом Ванкувера. Так, на днях организаторы Олимпиады признали, что на ее безопасность уйдет 900 миллионов долларов вместо изначально запланированных двухсот: спокойствие спортсменов и зрителей будут обеспечивать на земле, с воздуха и на воде более 15 тысяч стражей порядка.

Огромные суммы из олимпийского бюджета тают вместе со снегом на горе Сайпресс, где должны пройти соревнования по сноуборду и фристайлу. Весна в Британской Колумбии началась в самое неподходящее время, и вопрос снежного дефицита приходится решать в экстренном порядке с помощью полутора сотен грузовиков и специальных морозильных камер.

А вот у горнолыжной трассы Whistler Blackcomb другая проблема: ее владелец – американская компания Intrawest – не рассчиталась со своими кредиторами, и трассу могут продать с аукциона прямо в разгар соревнований. Впрочем, подобная судьба – смена владельца – правда, уже после завершения игр, ждет и другие олимпийские объекты.

Самый ликвидный товар на этом рынке – жилье в Олимпийской деревне. Идея ее коммерческого использования оформилась и была успешно реализована на играх 1932 года в Лос-Анджелесе. Кстати, именно та Олимпиада, тоже проведенная в сложных экономических условиях – в годы великой депрессии – стала первой, принесшей доход. И там же в столице Калифорнии, но уже спустя полвека, прошли игры, которые вообще считают образцом финансового успеха: их доходы превысили затраты на 220 миллионов долларов.

"Первая Олимпиада на коммерческих началах – летняя Олимпиада в Лос-Анджелесе, мы в ней не участвовали. Тогда были заложены коммерческие основания. Они проводились с привлечением частного сектора, до этого финансировало государство", – рассказал почетный вице-президент Олимпийского комитета России Виктор Хоточкин.

Еще одно новшество Олимпиады-84 – сокращение количества спонсоров в пользу их качества. До этого число финансовых партнеров Олимпиады увеличивалось в геометрической прогрессии, но доходы при этом оставались ничтожными. Спонсорская программа Монреаля, в которой участвовали более шестисот фирм, принесла всего 7 миллионов долларов. На сегодняшний день у Международного олимпийского комитета (МОК) спонсорский контракт заключен с девятью ключевыми партнерами. До 2012 года МОК получит от них почти миллиард долларов. Правда, после Пекина еще три крупных спонсора отказались от дальнейшего сотрудничества, и замену им олимпийский комитет ищет до сих пор. А вот компания General Motors, даже подав заявление о банкротстве, осталась верна олимпийскому движению: спонсорский контракт с ней заключен на сумму 60 миллионов долларов. Coca-Cola не изменяет Олимпиаде уже более восьми десятилетий. В Ванкувере она объединила усилия с другим давним партнером игр – платежной системой Visa, и на всех спортивных объектах теперь установлены торговые автоматы Coca-Cola, оснащенные системой безналичной оплаты.

Ну а официальным мобильным устройством олимпиады стал Samsung i8000 Omnia II. Его покупатели, скачав специальное приложение, смогут бесплатно следить за ходом спортивных соревнований в реальном времени. А вот увидеть выступление олимпийцев воочию станет удовольствием не из дешевых. Оргкомитет напечатал 1 миллион 600 тысяч билетов: от 25 долларов за возможность постоять вдоль лыжни, до 1100 – за присутствие на церемонии открытия.

Заработать на любителях спортивного зрелища планируют и владельцы гостиниц, цены в которых подскочили в среднем в 5 раз. Если добавить к этому стоимость авиаперелета на другой континент, то можно не удивляться, почему в России нашлось всего около тысячи человек, желающих увидеть спортивный праздник своими глазами.

Впрочем, основная надежда организаторов не европейские, а американские зрители: согласно прогнозам, игры должны посетить 350 тысяч человек. Ну а число тех, кто будет следить за Олимпиадой по телевизору, может достичь трех миллиардов.

"Даже несмотря на кризис, интерес большой, особенно потому что Олимпиада проходит в Канаде. В Северной Америке находятся основные телекомпании, которые покупают права на трансляцию. С точки зрения показа, это очень удобное время и для спонсоров, и для зрителей", – говорит Хоточкин.

У Олимпийских игр в Ванкувере настолько высокие рейтинги, что конкурировать с ними не может даже Оскар: с последнего воскресенья февраля кинематографистам пришлось перенести свою церемонию на первое воскресенье марта. И не удивительно, что продажа прав на теле- и радиотрансляцию Олимпиады приносит львиную долю дохода: за Пекин и Ванкувер международный олимпийский комитет получил рекордные три миллиарда долларов.

Если бы Олимпийские игры были убыточным мероприятием, вряд ли за их проведение велась такая упорная борьба. И речь идет не только о сиюминутной выгоде. Вспомнить хотя бы неприбыльную, на первый взгляд, Московскую олимпиаду: к ее проведению в столице начал работу аэропорт Шереметьево-2, была полностью модернизирована телевизионная техническая база и открыт новый корпус Останкино, построено несколько спорткомплексов, в том числе Олимпийский и Крылатское, где и сейчас проходят международные старты самого высокого уровня. Так что на свою "хозяйку" Олимпиада продолжает работать еще долгие годы и десятилетия.