Евгений Сатановский: Ахмадинежад подталкивает Россию к санкциям против Ирана

"У Нетаньяху очень сильный партнер в вовлечении России в санкции против Ирана. Его зовут Ахмадинежад, - заявил в интервью Вестям.Ru директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Такое впечатление, что Ахмадинежад, вообще, работает на Моссад".

В Москву прибыл премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Ожидается, что он проведет переговоры с президентом РФ Дмитрием Медведевым и с премьером Владимиром Путиным. Одной из главных тем – если не самой главной – будет Иран. Удастся ли Израилю уговорить РФ на санкции? Почему Россия колеблется? Об этом в интервью Вестям.Ru рассказал директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

По словам эксперта, позиция РФ вполне ясна. Россия не хочет провоцировать чрезвычайно "тяжелого" соседа. "Иран - очень тяжелый сосед. Очень опасный сосед, - говорит Сатановский. - Он уже доказал и в Восточном Средиземноморье, и в Персидском заливе, и на Африканском Роге, и на Йеменско-Саудовской границе, и даже в Магрибе, что империю он восстанавливает серьезно, или, как говорят сегодня, по-взрослому. И на дальних подступах к иранской границе ничуть не менее активен, чем в свое время был Советский Союз во времена Сталина со всеми вытекающими отсюда последствиями".

Провоцировать такого соседа, имея с ним общую границу по Каспию, имея с ним тяжелейший территориальный спор - Иран требует 20% Каспийского бассейна, что едва ли не в полтора раза больше, чем он имеет сегодня – по мнению Сатановского, весьма и весьма опасно. "Иран может легко дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, не говоря уже о Закавказье, - считает эксперт. - Кроме того, существует, конечно, сильное иранское лобби. И именно к этому вопросу относится заявление представителя Совбеза - не Патрушева, а на более низком уровне. О том, что мы непременно должны выполнить контракт по С-300".

Но, при этом, по словам Сатановского, у нас есть и трезвое понимание, что Иран настолько не союзник России, что если выбирать между войной в регионе и санкциями, лучше выбрать санкции. И лучше обычная война и бомбардировки иранских ядерных объектов, чем региональная ядерная война: "Тут же ситуация весьма грустная. Нам что угодно лучше, чем обрушение режима нераспространения. Вот тут уже высказался Патрушев. Потому что, если за Ираном в очередь стоит 20-30 стран, которые оказываются ядерными через полтора-два десятка лет, это нам уж точно не нужно".

Что же мешает России со всей определенностью высказаться за санкции против Ирана? У нас с Ираном общая граница, отвечает эксперт: "Если бы между нами был континент или Атлантический океан, тогда ладно. Мы имеем в качестве наших американских коллег, которые упорно нас подталкивают к санкциям, партнеров чрезвычайно сложных. Потому что втравить нас в конфликт с Ираном они будут рады, а обеспечивать безопасность российских интересов они не будут. В 90-е годы мы много раз уже натыкались на эти грабли. Мы делали что-то, что нас просили на Западе, а когда получали от этого массу неприятностей, оставались с этим неприятностями один на один. И Иран здесь ничуть не исключение. Поэтому хотелось бы, чтобы мы здесь перестали быть первыми. И человечество как-то без нас начало бы этот процесс, а мы бы уже к чему-нибудь присоединились".

Что же касается того, удастся ли Израилю все-таки уговорить Россию на санкции, Сатановский отмечает: "У Нетаньяху очень сильный партнер в вовлечении России в санкции - как минимум в санкции. Его зовут Ахмадинежад. Лучшего, чем говорит Ахмадинежад, чтобы убедить руководство РФ в необходимости санкций, и придумать нельзя. Такое впечатление, что президент Ахмадинежад, вообще, работает на Моссад. Или состоит в партии Ликуд. Я имею в виду его заявления относительно России – не относительно Израиля. Требования репараций за Вторую мировую войну. Хотя, войска в Тегеран входили в ходе войны по договору от 21 года, который никто не отменял. Мы и сегодня можем их вводить. Англия не может, а мы можем – если вдруг почему-то захотели. Далее, тяжелейшая ситуация с неясными угрозами в адрес России. По поводу того, что Россия пожалеет том-то и о том-то. Заманивание Европы идеями о том, что трубопровод “Набукко” вот-вот заработает, наполненный иранским газом и просто захлестнет этим газом Европу. И немедленно будет диверсификация газовых поставок. Так это же в наш адрес. Это чей газ надо диверсифицировать – не российский ли? Ну и как это все должно Россию радовать?"

Резюмируя все вышесказанное, Евгений Сатановский заявил, что, по его мнению, санкции, скорее всего, будут, хотя окажутся малоэффектиными. "То, что Нетаньяху уговорит Россию, а после этого остается Америке уговорить Китай, и далее, если пойдут санкции, то правительство Ахмадинежада полетит, и будет кто-нибудь следующий, кто атомную программу делать будет, но хотя бы договорится, чтоб не использовать атомную бомбу – это все очень интересно и пока вилами по воде писано", - заключил эксперт.