Михаил Аншаков: добросовестным производителям отмена сертификации невыгодна

Изменятся ли качество и цена товаров в связи с отменой с сегодняшнего дня обязательной сертификации продуктов? Что следует с осторожностью покупать в сегодняшних супермаркетах? На эти вопросы в интервью каналу "Россия 24" ответил председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.

В России с сегодняшнего дня отменена обязательная сертификация продуктов. Теперь производители продовольствия смогут выставлять свой товар на полки магазинов на основании заполненной декларации. Без обязательного сертифицирования в розничную продажу отныне будут поступать питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты и ароматизаторы. Такое же правило распространяется на косметику и посуду. Советы потребителям в связи с данными изменениями и не только в эфире "России 24" дал председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.

"Советы очень просты: тщательно выбирать продукты, не доверять незнакомым брендам. Советуем не покупать салаты, полуфабрикаты, если есть малейшие сомнения, – говорит Аншаков. – Потому что, по нашим данным, именно салаты и полуфабрикаты, в основном, изготавливаются из недоброкачественных продуктов, кустарным способом, в антисанитарных условиях, часто в тех же самых магазинах – где- то в подсобке в импровизированном разделочном цеху".

"Мы не так давно провели эксперимент, – продолжает Аншаков. – Мы в крупнейшие наши торговые сети “Седьмой континент” и “Перекресток” устроили своих продавцов. То есть, это сотрудники нашего Общества защиты прав потребителей, которые там проработали по три дня. Взяли их без оформления санитарных книжек. Неизвестно, чем они могли болеть, и какие заразные болезни у них могли наличествовать. Не заплатили ни копейки денег за три дня работы. Они стояли за прилавком, фасовали продукты и знали, что там происходит. Еще раз говорю, это крупнейшие, ведущие наши бренды на рынке ритейла. Сотрудники магазина и начальство напрямую их заставляло отмывать моющими средствами плесень с рыбы, перефасовывать и выставлять на прилавок. То есть, фактически, все фасованные продукты перефасовываются – некоторые раз в день, а некоторые несколько раз в день. И вы постоянно видите на них свежую дату. Вот эта этикетка со свежей датой не свидетельствует о том, что продукт свежий. Это свидетельствует о том, что его совсем недавно перефасовали. Сколько было перефасовок, вы не установите".

На вопрос, должны ли товары стать дешевле в связи с отменой обязательной сертификации, Аншаков ответил, что вряд ли это произойдет. По его словам, крупнейшие наши производители тратили на сертификацию, по их собственным данным, порядка 100 тысяч долларов в год. При этом оборот их составлял несколько сотен миллионов долларов в год. Поэтому в структуре цены это тысячные доли процента.

"Никакого существенного снижения стоимости продукции не будет, – уверен Михаил Аншаков. – Кроме того, отмена сертификации, на мой взгляд, невыгодна добросовестным производителям. Потому что обязательный сертификат для добросовестного производителя, это, все-таки, гарантия качества. Помните, в СССР продукты соответствовали ГОСТам. Сейчас эта система полностью разрушается. На наш взгляд, вместо снижения цены мы получим снижение качества".