Большой театр открыл гастроли балетом "Спартак"

Большой театр открыл свои гастроли в США балетом "Спартак". Вашингтонский "Кеннеди-центр" был заполнен до отказа, раскуплены билеты и на следующие шесть вечеров. Для американских зрителей нынешние гастроли – большое событие. "Спартак" представляет сам создатель балета Юрий Григорович.

Большой театр открыл свои гастроли в США балетом "Спартак". Вашингтонский Кеннеди-центр был заполнен до отказа, раскуплены билеты и на следующие шесть вечеров. Для американских зрителей нынешние гастроли – большое событие. "Спартак" представляет сам создатель балета Юрий Григорович, а в главной партии – молодой солист Большого Иван Васильев, его американцы заметили и полюбили во время летних выступлений театра.

Он взлетает выше собственного роста и замирает в воздухе, нарушая законы притяжения, будто это не балет и сцена, а кино и замедленная съемка. Солист Иван Васильев выдает столько пируэтов, сколько играет оркестр. Его Спартак захватывает все сценическое пространство Кеннеди-центра в Вашингтоне.

"Отталкиваясь от своего Спартака, я не хочу, чтобы это выглядело, как история. Я хочу, чтоб это происходило прямо сейчас, как будто сейчас Древний Рим и гладиаторы, вот сейчас это все происходит, и никто не знает, чем закончится", – делится первый солист Иван Васильев.

Театральное дежавю настигает в гримерке, перед зеркалом, когда артист завершает кропотливую подготовку к премьере: такая деталь как контур бороды напоминает о том, кто первым примерял образ Спартака под руководством Юрия Григоровича. Это Владимир Васильев, в 1968-м году. Его героя называют мечтателем, он мгновенно запомнится. Совпадение, но Спартак, которому сегодня выходить на сцену в американской столице, его однофамилец.

Монументальный, легендарный балет 42 года совершает кругосветки – римский полководец Красс на колеснице в первом действии пересекает лучшие сцены континентов. Гастроли особенные, хотя бы потому, что балет сопровождает его создатель Юрий Григорович, который привез за океан на семь спектаклей три состава.

"Три Спартака, три Красса. Я очень рад, что молодые солисты. Искусство балета -- это искусство молодости, и это молодой большой балет", – говорит Юрий Григорович.

К чему зритель не прикоснется, это костюмы, которые артистам приходиться менять за 50 секунд между сценами. Позволив рассмотреть детали, в костюмерной поясняют: "большое видится на расстоянии".

"Вот смотришь вблизи – из чего это? Здесь нашито, там нашито, А когда из зала смотришь, это легионер в военных латах. Это же военные!" – объясняет начальник мужского костюмерного цеха Ирина Расстанаева.

Гастроли – неделю, Большой театр привозит "Спартака" в Вашингтон третий раз, но будут ли свободные билеты, если за кулисой Григорович, а на сцене Васильев?

Новые штрихи, молодые звезды, наставник с великим именем – это живая золотая классика XX века. Но утонченные сценические портреты неожиданны и свежи для балета, что без малого полвека на сцене: актеры создают, находят, не повторяясь и не перепевая своих знаменитых предшественников.