"Весь мир – театр": выставка из коллекции авангардиста Ларионова

В Москве открывается выставка гравюр из коллекции русских художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, покинувших Россию в 1915 году. В 1989-м коллекция, насчитывающая несколько тысяч печатных листов, была передана Третьяковской галерее.

В Москве открывается выставка гравюр из коллекции русских художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, покинувших Россию в 1915 году. В 1989-м коллекция, насчитывающая несколько тысяч печатных листов, была передана Третьяковской галерее. Нынешняя экспозиция представляет лишь небольшую часть огромной коллекции.

Если по Станиславскому театр начинается с вешалки, то по Ларионову – с афиш. Во всяком случае, именно они открывают путешествие по выставке "Весь мир – театр" из коллекции гравюр знаменитого русского художника- авангардиста. Одна из самых редких – японская афиша 1772 года.

"Эти афиши делали по определенному образцу – внизу изображена вся труппа театра в самых коронных характерных ролях. Вверху – состав, название пьесы", – объясняет куратор выставки Нина Маркова.

Японскую тему продолжает уникальная коллекция сцен из спектаклей и портреты актеров театра Кабуки. Европейская гравюра представлена изображениями знаменитых театров, персонажей комедии дель арте, эскизами декораций. Всего – 300 гравюр, созданных с XVI по XX век. И каждая прошла через руки реставраторов Третьяковской галереи.

"Мы сразу заводим, как у больного, карточку и паспорт. В паспорт вносится состояние ее болезни. То есть – что решил реставрационный совет. Что делать, какие препараты", – рассказывает художник-реставратор Инна Соловова.

"Лечить" гравюру XVIII века с изображением вакхической мистерии начинают с помощью скальпеля.

"Удаляются поверхностные загрязнения. Это пятно вошло внутрь – удалить можно только химическим путем", – говорит Инна Соловова.

Но сначала больного отправляют в ванну – купать в обычной проточной, а потом в дистиллированной воде. Причем под гравюру, чтобы не повредить, обязательно подкладывают капроновую сетку.

- Мне будет удобно поднять за край этой сетки капроновой, и я не причиню вреда гравюре совсем.

После купания гравюру промокают специальной хлопковой бумагой, накрывают шерстяным сукном и отправляют в пресс. После просушки начнется лечение химикатами. Выздоровление гарантировано. Доказательство – вот эти гравюры. Поврежденные и даже порванные, пройдя через реставрационные мастерские, они полностью преобразились.

"В выставке силен личностный момент самого Ларионова, который собирал свою гравюрную коллекцию сначала, наверное, как подготовительный материал для работы. Но, поскольку Ларионов обладал фантастическим глазом коллекционера, то коллекция оказалась удивительной по качеству", – считает куратор выставки Ирина Шуманова.

Михаила Ларионов известен, прежде всего, как один из создателей "Бубнового валета", художник, оформлявший во Франции знаменитые Дягилевские балеты. Эта выставка представляет Ларионова-коллекционера. В собрании, которое художник-эмигрант завещал России, много раритетов. Например, неожиданный Казимир Малевич. Две работы в стиле лубка от автора "Черного квадрата".