Россия построит современные верфи

В России появятся специальные судостроительные зоны, в которых получат прописку новые центры отечественного кораблестроения. Законопроект об этом почти готов и уже скоро поступит в Госдуму. Предполагается, что наши судостроители в итоге смогут на равных конкурировать с мировыми лидерами отрасли.

В России появятся специальные судостроительные зоны, в которых получат прописку новые центры отечественного кораблестроения. Законопроект об этом почти готов и уже скоро поступит в Госдуму. Предполагается, что наши судостроители в итоге смогут на равных конкурировать с мировыми лидерами отрасли. Такими, например, как Китай или Корея. Но для этого в России надо построить современные верфи. Эта большая тема была поднята в четверг в кабинете Владимира Путина.

Заинтересоваться этим разговором должны были, как минимум, 950 тысяч человек – столько россиян глубоко погружены в тему "судостроение": 250 тысяч корабли строят, порядка 700 тысяч работают над комплектующими и сырьем для отрасли. В кабинете Путина – глава Объединенной судостроительной корпорации.

"Есть неплохие планы, можно сказать, хорошие планы строительства новых мощностей на Дальнем Востоке, – сообщает премьер-министр. – Хотелось бы услышать, как идет эта работа для начала. Это первое. Второе – как идет вообще консолидация активов в судостроении? Имею в виду уже и северо-запад, и Южный судостроительный центр. Наконец, у вас в портфеле заказов – свыше ста кораблей судов, 118. Общая сумма достаточно приличная. В этой связи вопрос о том, как реализуются планы по поддержке судостроения, по финансированию?"

Из рассказа Романа Троценко стало ясно: работающих в отрасли будет больше. Дополнительно около тысячи рабочих мест в Калининградской области даст модернизация завода "Янтарь". Он станет ключевым в надводном судостроении.

"Таможенно-налоговый режим, действующий в Калининградской области, делает сборку судов там перспективной и выгодной", – отметил президент ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" Роман Троценко.

"Только так, чтобы там все не превращалось в "отвертку", – подчеркнул Владимир Путин.

Если предприятие строит корабль на отечественном оборудовании и из отечественных комплектующих, то имеет право на льготные кредиты. Этот стимул Троценко просил оставить и на следующий год. Почему такой стимул вообще появился – в декабре объяснял Путин. В прошлом году премьер провел пять совещаний на эту тему.

"Нет ничего, разумеется, плохого в том, что наши корабелы используют импортные технологии и комплектующие, но в перспективе, я думаю, что мы все это прекрасно понимаем, нужно создавать отечественную современную комплектую базу, что позволит дополнительно загрузить смежные отрасли промышленности", – убежден российский премьер.

Трехсотметровый арктический танкер "Кирилл Лавров", торжественно спущенный на воду в декабре, – это как раз пример того, что Россия может производить суда мирового уровня. Но можно это делать дешевле, уверен Троценко, – если будут специальные судостроительные зоны.

Уже через два года мощный отраслевой центр появится на Дальнем Востоке. В том числе на базе завода "Звезда" создадут производство танкеров и газовозов. Судостроители хотят, чтобы государство заинтересовало покупателей – например, тех, кто будет разрабатывать Штокмановское месторождение.

"Мы просили бы вашего решения по оптимизации работы по освоению шельфа с условием, что месторождение шельфовое будет выдаваться российским компаниям, которые будут заказывать российскую технику шельфовую в России", – продолжил Роман Троценко.

"Мы так и будем делать, – заверил Владимир Путин. – Но эта работа должна быть синхронизирована. Объем ее продаж, прежде всего, с готовностью рынка к тому, чтобы приобретать необходимый объем".

Рынок, по оценке судостроителей, к покупкам отечественных судов готов: только в декабре были заключены контракты на сумму более двух миллиардов долларов.