Як-130 – новинка российского авиапрома

В Липецкий авиацентр прибыл новейший учебный самолёт Як-130. Там его протестируют лётчики, после чего эта модель начнёт поступать в войска. Як-130 может использоваться как тренировочный, так и как лёгкий ударный самолёт, способный нести любые виды современного вооружения.

В Липецкий авиацентр прибыл новейший учебный самолёт Як-130. Там его протестируют лётчики, после чего эта модель начнёт поступать в войска. Як-130 может использоваться как тренировочный, так и как лёгкий ударный самолёт, способный нести любые виды современного вооружения. В ближайшее время российские ВВС должны получить ещё несколько таких машин.

Новый реактивный самолёт взлетает прямо с заснеженного поля. Як-130 – новинка российского авиапрома. Первый учебно-боевой самолёт универсального класса "летающая парта", как называют его лётчики. Мощные двигатели с лёгкостью поднимают в воздух семитонную машину, которая способна нести на себе ещё три тонны вооружения на случай боевых действий.

"В кабине нет ни одного механического прибора. Стоят три цветных электронных индикатора, на которых вся информация пишется, как на экране монитора. Кроме того, система управления является не жёсткой-механической, а тоже электронной. Кроме того, самолёт позволяет менять свои эргономические характеристики для обучения лётчиков", – рассказал заместитель начальника лётно-испытательного комплекса по лётной службе ОАО НАЗ "Сокол" Сергей Кара.

Як -130 может взлетать с самых неприспособленных площадок и садиться на грунт. Специальные заглушки закрывают воздухозаборники от попадания камней, грязи и птиц. Двигатель способен развивать тягу в пять тонн.

Ведущий инженер-конструктор по самолёту Як-130 ОАО НАЗ "Сокол" Андрей Лухманов говорит: "Очень хорошая аэродинамическая компоновка, развитые наплывы перед крылом в сочетании с удачным воздухозаборником обеспечивают устойчивый управляющий полёт на больших углах атаки – до 40 градусов, что очень благоприятно для обучения в лётных училищах курсантов".

На Нижегородском авиационном заводе говорят, что это многофункциональный учебно-боевой комплекс. На нём могут обучаться любые пилоты – военные, гражданские, лётчики транспортной авиации.

"Особенностью этого самолёта является оснащение его элетродистанционной системой управления", – отметил Лухманов.

Первый экземпляр Як-130 перелетает из Нижнего Новгорода в Липецкий авиацентр. В войсках эту машину ждали давно. Поэтому встречали радушно и с цветами. Перелет к постоянному месту базирования прошел в нормальном рабочем режиме.

"В полёте на перегоне абсолютно всё спокойно. Я практически не управлял самолётом – включил САУ-шный режим. На учебных самолётах раньше такого не было, и он летел практически до конца", – рассказал лётчик-испытатель Низам Мансуров.

На Липецкой авиабазе Як-130 будут доводить до совершенства или, как говорят пилоты, научат летать.

"Это первый учебно-боевой самолёт, наверное, за полстолетие с лишним. До этого был только Л-29 и Л-39, а этот нашего изготовления. Тем более, что можно кабину интегрировать под любые самолёты, которые здесь у нас есть и которые будут поступать в ближайшие 3-5 лет", – говорит генерал-майор, начальник липецкого авиацентра Александр Харчевский.

До конца апреля в Липецке ожидают получить еще пять таких машин. Следующая партия самолетов займет место в строю Краснодарского училища летчиков. Именно на самолете Як-130 российские ВВС будут готовить пилотов для новейшего истребителя пятого поколения.