"Сухой"-невидимка

В Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте, входящем в корпорацию "Ростехнологии", знают, как преодолевать ПВО противника. Исследовательский центр – лидер по разработкам авиационных средств радиоэлектронной борьбы.

В Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте, входящем в корпорацию "Ростехнологии", знают, как преодолевать ПВО противника. Исследовательский центр – лидер по разработкам авиационных средств радиоэлектронной борьбы. Во время полета умная автоматика имитирует другие цели и создает помехи, делая самолет невидимым. Секрет аппаратуры – в особой настройке. Её отлаживают с помощью компактной безэховой камеры, которая гасит излучение в пространстве.

Война на микроэлектронном уровне. В Калужском научном радиотехническом институте знают, как преодолевать ПВО противника. Исследовательский центр – лидер по разработкам авиационных средств радиоэлектронной борьбы. Во время полета умная автоматика имитирует другие цели и создает помехи, делая самолет невидимым. Сейчас на предприятии разрабатывают системы радиоэлектронной борьбы для новых самолётов ОКБ "Сухого".

"Это станции помех индивидуальной и групповой защиты для самолётов типа Су-30. Эти станции мы поставляем вместе с самолётами КБ "Сухого" в страны всего мира", – сообщил Борис Акиньшин, заместитель главного конструктора ФНПЦ "Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт".

Разработки института по многим показателям превосходят мировые аналоги. Здесь не скрывают, что есть два технологических аспекта, позволяющих оставаться на высоте.

Первая инновация – это так называемый объемный САПР. Система автоматизированного проектирования. Программа для создания изделий в формате 3D. После внедрения САПРа количество ошибок сократилось в 10 раз. Производительность же выросла вдвое. Как пример – служит лайнер "Суперджет", который сделан без единого бумажного чертежа.

"При обычном старом конструировании рабочий смотрит всё железо, а потом начинает соединять. Теперь можно взять у нас картинку, посмотреть и собирать по картинке", – говорит Сергей Головлёв, начальник конструкторского отдела ФНПЦ "Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт".

В каждой комплекте станции активных помех используют более шестисот таких микросборок. Их так много, что собирать вручную очень тяжело. Поэтому новое направление – полная автоматизация ручного производства. Простой пример – СВЧ-микросборка. Старый образец – титановый корпус: более трёхсот маленьких плат, около восьмисот диодов, полторы тысячи других элементов, все сделано вручную. А вот прототип нового образца: корпус алюминиевый, одна шестислойная плата, смонтировано автоматически. Но размер платы может стать ещё меньше.

"Есть СВЧ-разъёмы, которые приблизительно в два с половиной раза меньше. Их можно чаще поставить", – отметил Евгений Воробьевский, начальник лаборатории СВЧ-устройств ФНПЦ "Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт".

Секрет качества – в особой настройке. Аппаратуру отлаживают с помощью компактной безэховой камеры, которая гасит излучение в пространстве.

Для имитации электромагнитного поля используется безэховая камера. В ней находятся приёмные и передающие антенны. Уникальность в том, что она очень маленькая. Её, в отличие от обычных безэховых камер, можно перенести куда угодно.

Камеры располагают с двух сторон станции активных помех. Антенны внутри – под определёнными углами. В этом особенность конструкции. Подобные камеры используются не только для испытаний, но и для защиты персонала от электромагнитного излучения.

"Излучение меньше, чем у мобильного телефона", – уверяет Алексей Чамкин, начальник отдела средств радиоэлектронной борьбы ФНПЦ "Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт".

Не секрет, что высокие боевые качества современного истребителя во многом зависят от средств радиоэлектронной обороны. Над этим работают все мировые авиагиганты. Боевые самолёты марки "Су" с аппаратурой калужского института становятся почти неуязвимыми.