В столице остается все меньше деревянных зданий

В столице остается все меньше деревянных построек XVIII-XIX веков. Здание из дерева живет недолго – 80-120 лет. Большинству московских деревянных домов уже перевалило за полтора века.

Два самых больших в мире деревянных здания находятся в Новой Зеландии и Японии, а третий по величине стоит в Москве. Это Останкинский дворец. Его площадь – 9 тысяч квадратных метров. Хотя отштукатуренные стены и кажутся каменными, дворец выстроен целиком из дерева.

Белокаменной Москва стала называться только в XIV веке, хотя город и тогда оставался деревянным. Ее облик не изменился и спустя двести лет. Это подтверждают иностранные путешественники.

Польский историк и географ Матвей Меховский, 1521 год: "Москва деревянная, а не каменная, имеет много улиц. У знати дома побольше, а у простых людей низкие".

Английский мореплаватель Ричард Ченслер, 1553 год: "Москва – город больше Лондона с его предместьями, но она выстроена без всякого порядка. Дома там все деревянные".

Такими московские улицы оставались до 1712 года, когда Петр Первый издал указ "застроить Москву в пределах Белого города каменными домами, возводить деревянные строго запретить". Так царь надеялся уберечь город от пожаров.

Сегодня в центре не найти ни одного деревянного дома. Всего же в Москве их осталось около 250. В этом квартале сохранилось 17 деревянных домов, а в конце XIX века ими были застроены целые районы – Сыромятники, Черкизово, Преображенка. Массово сносить постройки из дерева начали в 60-х годах ХХ века – заменили на более практичные хрущевки.

Дом на Малой Семеновской – одна из самых старых деревянных построек в Москве. 1760-е годы. В эпоху классицизма было не принято украшать дом такой пышной резьбой. Но купец Егоров посчитал иначе. Здание должно радовать глаз, даже если это текстильная фабрика.

"Эта резьба характерна для регионов не европейской, а азиатской России – для Сибири, Урала, Алтая и Дальнего Востока, – поясняет реставратор Станислав Величко. – Это резьба глухая и объемная. Она более напоминает резьбу старинного буфета, старомодной мебели".

Глухая, сквозная, пропильная, накладная – типов резьбы великое множество. Историки выделили и несколько школ – тульская, вологодская, нижегородская, сергиево-посадская. "Был даже регион, про который говорили "Рязань косопузая", потому что рязанские плотники всегда носили за поясом свои топоры и пузо казалось скошенным", – рассказывает Величко.

Лобзик, долото, топоры – инструментов было более 30 видов. Даже самое замысловатое кружево делали обыкновенные плотники, потому их имена остались неизвестными. Зато отличить русскую резьбу от европейской очень легко по орнаменту. Дом в Сокольниках возвели не так давно – всего сто лет назад. Но в наличниках ясно видны древнерусские и даже языческие мотивы.

Просто для красоты наличники не прибивали. У каждой детали было вполне утилитарное назначение. Разрабатывали резьбу веками специально под русский климат. "Была даже "антисосулечная" резьба. Доски вдоль карниза прибиваются не очень сильно к стене дома, чтобы при ветре доска чуть-чуть шевелилась. И из-за этого сосулька не может кристаллизоваться. Она появляется, но более 10 сантиметров в длину не достигает", – говорит реставратор.

Чтобы сравнить русский и европейский стили в деревянном строительстве, не надо уезжать из Москвы. В Тимирязевском проезде есть типичный коттедж викторианской эпохи. Проект прямо из Англии привез сам Климент Тимирязев. Сам же, по легенде, нарисовал и эскиз резьбы.

"В этом доме жили несколько известных профессоров. У одного из них – Худякова – в гостях бывали Андрей Белый, Александр Блок, Давид Бурлюк. А у профессора статистики Иванюкова бывали его друзья – Антон Павлович Чехов и Лев Николаевич Толстой", – рассказывает Станислав Величко.

Вторая половина XIX века, казалось бы, эпоха камня. Но расцвет деревянного строительства пришелся именно на это время. Во-первых, в городе появились пожарные депо. Во-вторых, деревянный дом стоил в 150 раз дешевле каменного.

"Один деревянный наличник, например, в Ярославской области стоил около полтора-два рубля. А что такое 1,5 рубля? Семь рублей в конце XIX века – это минимальная месячная оплата труда", – говорит Станислав Величко.

Здание из дерева живет недолго – 80-120 лет. Хотя при особой обработке может простоять и пять столетий. Большинству московских деревянных домов уже перевалило за полтора века. Дом на Русаковской отчаянно требует реставрации. Бывшая пивоварня Ивана Дурдина – филиал знаменитого Калинкинского пивзавода. Если дом уступит силе времени, Москва навсегда лишится настенной резьбы.