"Россия 88" все-таки выходит на экраны

"Россия 88" Павла Бардина участвовала в официальной программе еще прошлогоднего берлинского кинофестиваля, но в наш прокат так и не вышла. С опозданием более чем на год картина появляется на российских экранах.

"Россия 88" Павла Бардина участвовала в официальной программе еще прошлогоднего берлинского кинофестиваля, но в наш прокат так и не вышла. С опозданием более чем на год картина появляется на российских экранах. Об этом – рассказ обозревателя радио "Вести ФМ" Антона Долина.

Цензура или самоцензцура - то бишь, недоразумение, хоть и трагическое? Разобраться в этом сторонникам и противникам полемичной "России 88" не удалось и за год. Вроде бы, жюри различных фестивалей получали предупреждения от верховных властей или их таинственных представителей: награждать не рекомендуется. Только подтверждений, как водится, нет, и вряд ли администрация Кремля давала указания жюри Берлинале, оценившего фильм Павла Бардина довольно равнодушно. Да и гильдия кинокритиков запросто наградила "Россию 88" как событие минувшего года. Или кинотеатры элементарно побоялись выпускать нашумевшее кино на больную тему? А почему протестовали и пытались возбуждать дела региональные прокуратуры? Может, и по чьему-то сигналу - только все дела были закрыты за отсутствием состава преступления. И на экраны "Россия 88" все-таки выходит.

Чайник кипел, кипел, да и выкипел, шуметь устали, кино пойдет себе спокойненько, и вряд ли залы будут ломиться от зрителей. Увы. Это и есть подлинный корень проблемы. Фильм, который интересен и нужен публике, попробуй запрети - при всем желании не получится. А наш зритель индифферентен и клинически не доверяет российскому молодому кино. Даже талантливому и скандальному, как "Россия 88". Тем более этому зрителю неинтересно все, что прямо или косвенно связано с политикой: западные блокбастеры на соответствующие темы нередко вовсе не доходят до нашего проката, а если доходят - с треском проваливаются. Кино сделали про то, что Россия полна молодых, злых, энергичных фашистов? Никого это не взволнует до тех пор, пока крепкий молодчик со свастикой на рукаве не постучится лично в твою дверь. Да и если постучится - мало ли, может он дверь перепутал? История с "Россией 88" тревожная, страшноватая, но вовсе не из-за цензурных кошмаров - в конце концов, по нашим дням, когда есть и Интернет, и полным-полно других независимых способов кинодистрибуции, донести фильм до публики всегда можно. История с этой кинокартиной так пугает потому, что всем сегодня безразлична и судьба молодого таланта, каковым являются нынче Павел Бардин и его актер Петр Федоров, и запрет какого-то там фильма, и даже опасность более глобальная, вроде роста националистических и откровенно фашистских настроений в самом молодом и активном сегменте населения. Лишь бы нас не трогали, а мы без лишней информации всегда обойдемся. Причем с удовольствием.

Читайте также по теме:

Зрители все-таки увидят кино на неудобную тему