У супертанкера "Самотлор" появилась крестная мама

Российский торговый флот пополнился новым супертанкером. На воду спустили корабль-гигант "Самотлор". Его построили на южно-корейском заводе с учетом всех мировых экологических стандартов. Танкер может перевозить за рейс почти 160 тысяч тонн нефти.

Российский торговый флот пополнился новым супертанкером. На воду спустили корабль-гигант "Самотлор". Его построили на южно-корейском заводе с учетом всех мировых экологических стандартов. Танкер может перевозить за рейс почти 160 тысяч тонн нефти.

Эта скважина на Самотлорском месторождении самая новая, поэтому за ней особый контроль. Валентина Ефремова, несмотря на лютый мороз, снова и снова снимает показатели давления нефти, чтобы на 100 процентов быть уверенной, что за время ее недельного отсутствия буровая шалить не будет. Геологу с 30-летним стажем неожиданно предложили съездить в Корею, чтобы стать крестной матерью танкера.

"Женщина – она вообще как ангел хранитель. Моя миссия и заключается в том, чтобы хранить этот танкер", – объясняет Валентина Ефремова, геолог ОАО "Самотлорнефтегаз".

На корейской верфи танкеры собирают как конструктор из блоков. 9 месяцев и судно готово выйти в рейс. Но прежде ему надо дать имя. Традиция освящать судно идет еще с языческих времен. В древности египтяне, греки, римляне приносили жертвы и кропили корабли кровью. Со средних веков традиция перестала быть столь кровожадной. В Японии, например, о борт разбивают бутылку рисовой водки, а в арабских странах в ход идет сырая нефть или оливковое масло. В России же раньше судно окропляли святой водой, теперь по примеру Франции – шампанским.

У Валентины уже есть один крестник, но он совсем маленький, шестимесячный. Увидев такого гиганта, она не смогла сдержать слез восторга.

"Он такой большой, такой красивый. Я счастлива и очень горда тем, что именно мне выпала честь быть его крестной", – восхищается Валентина Ефремова.

Крестная мать должна быть обязательно связана с именем судна, поэтому Ефремову и выбрали – на Самотлорском месторождении она с 19 лет. Длина танкера чуть меньше высоты Эйфелевой башни – 274 метра. Но главный параметр – дедвейт: танкер за раз перевозит 157 тысяч тонн нефти.

"2 дня работы на Самолторе, и танкер заполнен", – говорит Олег Нам, вице-президент ТНК-ВР.

При полной загрузке судно опускается на 17 метров. "Самотлор" – танкер класса "суэцмакс" – это значит, что Суэцкий канал он пройдет без проблем.

"Погрузившись в портах Персидского залива по полную осадку, мы можем пройти в Средиземное море и выгрузиться в порту без дополнительных операций", – объясняет Эдуард Трофименко, капитан танкера "СКФ Самотлор".

"Самотлор" – первый российский танкер с уникальными двигателями, они позволяют заходить во все европейские порты и даже в Калифорнию, где очень трепетно относятся к вопросам экологии. Поэтому в бункерах судно везет сразу три вида топлива: океанское – с высоким содержанием серы, для подхода к портам – с низким содержанием серы и дизельное – для маневрирования у нефтяных терминалов.

"Это чиллер для главного двигателя, чтобы охладить топливо, чтобы поднять вязкость, чтобы он работал на маневрах в портах европейских и в портах Калифорнии", – показывает Сергей Михайленко, старший механик "СКФ Самотлор".

Весь экипаж танкера российский – 23 человека из Новороссийска, Ростова и Сочи. По просьбе наших моряков, корейцы даже сауну сделали. А еще здесь установлена система электронной картографии, причем обязательной на всех судах она станет только через пару лет, и еще самая совершенная на сегодняшний день навигационная система с контролем движения по заданному курсу. Причем справиться с компьютерными программами вполне может один помощник на вахте. Но иногда посматривать на звезды моряки все равно не забывают.

"В длинных переходах мы обязательно делаем одно-два определения по звездам, чтобы помощники не забыли, как это делается, и на всякие случай – бывает, что американцы отключают GPS", – объясняет Эдуард Трофименко, капитан танкера "СКФ Самотлор".

Рейсы "Самотлора" расписаны на год вперед. Нефтяные компании заключают фрахтовые договоры, когда танкер еще стоит в доке.

"Мы тесно сотрудничаем с российскими нефтяными компаниями "Роснефть", "ЛУКойл", ТНК-ВР. Благодаря их постоянным заказам у нас есть возможность помогать российским компаниям", – рассказывает Василий Дмитров, представитель ОАО "Совкомфлот", капитан дальнего плавания.

В последний день февраля "Самотлор" отправится в свой первый рейс в Козьмино – крупнейший порт на российском Дальнем Востоке. А Валентина Ефремова вернется в Нижневартовск, но обязательно будет следить за судьбой крестника по Интернету – у "Самотлора" есть собственная электронная почта, экипаж может проверять ее в любой точке мирового океана.