1 марта – день подвига десантников из шестой роты

10 лет назад в Чечне бойцы псковской дивизии ВДВ вступили в неравный бой с террористами под командованием Хаттаба. 90 десантников против почти двух тысяч бандитов. Боевую задачу они выполнили ценой своих жизней. После жесточайшей схватки домой вернулись лишь несколько человек.

10 лет назад в Чечне бойцы псковской дивизии ВДВ вступили в неравный бой с террористами под командованием Хаттаба. 90 десантников против почти двух тысяч бандитов. Боевую задачу они выполнили ценой своих жизней. После жесточайшей схватки домой вернулись лишь несколько человек.

Всего в скорбном списке находится 84 имени десантников-героев. В понедельник во всех храмах Пскова служат панихиду по погибшим в бою под Улус-Кертом. И все 10 лет для этих людей начало весны омрачено трагедией. Их мужья, сыновья и внуки не вернулись в тот день из боя. Для крылатой пехоты Псков стал последним местом еще мирной службы. И теперь каждый год родственники десантников приезжают сюда, чтобы помянуть героев.

"Хаттабовцы хотели договориться, а когда узнали, что это десантники, решили прорываться. Десантники поступили так, как должны были поступить. Если бы не было этого, для чего нам тогда армия, правильно? То, что ребята погибли, это боль для нас, для родителей. Но они поступили правильно", – говорит Александр Трегубов, отец погибшего рядового Дениса Трегубова.

Комбат Марк Евтюхин сам повел роту на высоту и вместе с солдатами держал ее до конца. Вместе с пятью земляками он покоится на псковском кладбище "Орлецы", на аллее павших десантников, которая стала местной святыней.

В тот день в Аргунском ущелье разведгруппа десантников первой нарвалась на обоз боевиков. Рота в тот момент только поднималась по склону. Окопаться уже не успевали. В том районе ждали и должны были встретить большой отряд боевиков, которые прорывались по ущелью в Грузию. Район Улус-Керта на их пути полукругом блокировали наши танкисты и два полка десантников. У шестой роты был свой небольшой сектор прикрытия. Но войсковая разведка не смогла определить, что именно на шестую роту движется основной отряд хаттабовцев.

"На тот момент не было данных о направлении движения и численности боевиков. Поэтому и решения на отвод или перегруппировку роты не возникало", – говорит Андрей Величенко, начальник отделения боевой подготовки 76-й дивизии, в 2000 году – заместитель командира второго батальона 10-го полка 76-й дивизии ВДВ.

Рота Величенко шла навстречу шестой роте. Но уже в ночь на первое марта стало понятно, что не пройти. Боевики, накачанные наркотиками, пытались задавить десантников массой и волнами шли на наши позиции. Артиллерия создала огневое кольцо вокруг высоты. Десантники отстреливались, а когда кончались патроны, шли врукопашную. Вскоре окруженный командир роты, истекая кровью, передал артиллерии команду: вызываю огонь на себя. На высоте потом найдут около 700 трупов ваххабитов.

Живыми из того боя вышли только шестеро десантников. Один из них, Роман Христолюбов, в понедельник приехал в Псков. После марта 2000 года он еще семь месяцев прослужил на Северном Кавказе, но события той ночи память держит цепко.

"Бой-то всё равно никогда не забудешь, и всех ребят никогда не забудешь. Всё еще в памяти", – рассказывает гвардии рядовой.

Для матерей, которые 10 лет назад потеряли на той высоте своих детей, он теперь как родной.

В Черехе, что находится всего в 10 километрах от Пскова, располагается штаб 104-го полка, в который входила шестая рота. Под куполом памятника-парашюта – 84 подписи, автографы героев. Отсюда они уезжали в свою последнюю командировку. И так же, как и десять лет назад на высоте под Улус-Кертом, здесь тоже с неба крупными хлопьями падает снег.

Как невозможно никакими словами передать весь страх и ужас даже самой малой войны, так нельзя подобрать слов, чтобы описать то, что происходило тогда на высоте 776. Даже у воевавших офицеров, кто потом оказался на месте боя, дрожит голос, когда они рассказывают об увиденном. 1 марта – скорбная дата не только для Пскова. Подвиг героев-десантников чтит вся Россия, в составе шестой роты воевали солдаты и офицеры из 23 регионов страны.