Орган Московской консерватории может замолчать навсегда

Десять лет назад, когда в Москве проходил еще первый международный органный фестиваль Константин Волостнов был студентом консерватории. Теперь он победитель престижного Английского конкурса в Сент-Олбансе и лауреат немецкого смотра органистов имени Валькера.

Десять лет назад, когда в Москве проходил еще первый международный органный фестиваль Константин Волостнов был студентом консерватории. Теперь он победитель престижного Английского конкурса в Сент-Олбансе и лауреат немецкого смотра органистов имени Валькера. В самой же России равных Волостнову на сегодняшний день нет. Поэтому, кому, как ни ему доверили открывать юбилейный органный фестиваль в Большом зале консерватории.

"На этом фестивале на протяжении десяти лет было представлено огромное количество новой музыки и это тоже очень важно, ибо не живет современное органное искусство без новой музыки", – говорит органист Константин Волостнов .

Константин похож на музыкального легкоатлета – всегда в форме. Словно бежит по клавишам старинного инструмента. Здесь как в большом спорте – что-то зависит от техники, что-то от манеры исполнения. Но в этом спринтерском забеге, Константин Волостнов рекордсмен на всех дистанциях. Вот и в этот раз он исполнил произведения Сезара Франка именно так, как их и задумывал автор.

Органист пояснил: "Исполнять их аутентично позволяет орган Большого зала консерватории, инструмент, который был сделан тем же мастером Аристидой Кавайе-Коллем, на котором играл Франк".

Фестиваль органного искусства станет последней возможностью послушать инструмент, перед грандиозным ремонтом Большого зала консерватории. У органистов есть опасения, что старинный инструмент может замолчать навсегда. Уже больше 110 лет он стоит в этом зале и давно уже нуждается в реставрации. Но денег на это не запланировано. И вместо реставрации органу нужна будет реанимация.

"Правила содержания инструмента – это постоянная температура и влажность, в таком случае орган не нужно было постоянно настраивать. За границей, где органы стоят, по большей части, в церквях, стоит постоянная температура и нужно настраивать два раза в год. Изменения на один градус ведут к изменению на один герц", – говорит органный мастер Наталья Малина.

Концерты на сцене Московской консерватории будут проходить до конца марта. Сыграть на инструменте, который сам мастер называл шедевром, пожелали известнейшие органисты мира. Но в данном случае словосочетание "последние концерты" может стать буквальным.