Некоторые операторы сотовой связи пытаются взыскать со своих бывших абонентов деньги за то, что они перестали пользоваться услугами, но официально не расторгли договор. Объясняют это накопившимся долгом за резервирование номера в период принудительной блокировки. Абоненты, теперь уже бывшие, в недоумении - такого пункта в договоре не было. В ситуации разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Ткачук.
Как это часто бывает - попользовался сим-картой, не понравился оператор или тариф, выбросил и забыл. Система авансовая. Нет денег на счету - нет услуги. Если абонент не пользуется номером в течение определенного времени, действие договора приостанавливается. Так поступают все операторы связи. Однако, как выяснилось, дальнейшие действия у всех разные.
Как стало известно, один из операторов изменил в одностороннем порядке условия договора, включив в него такую услугу, как резервирование номера в период принудительной блокировки. Большинство абонентов об этом не знали. Так же, как и не знали, что теперь стали должниками. По мнению бывшего абонента Ивана Глазкова, эта услуга была им навязана оператором связи.
"Суммы таких задолженностей варьируется от 1 до 8 тысяч рублей. Стоит отметить, что договоры были заключены на авансовой системе расчетов и не предполагали оказания каких-либо услуг в кредит. Законодатель определяет такое явление как навязывание платных услуг абоненту", - замечает Глазков.
Операторы заявляют, что действуют согласно букве закона. Изменение договора в одностороннем порядке предусмотрено соответствующим параграфом. Кроме того, оператор всеми способами пытается оповестить абонентов о новых правилах тарификации, говорит директор по связям с общественностью компании "Скайлинк" Ольга Пестерева.
"Мы все необходимые способы оповещения использовали. Это были уведомления через СМИ, через СМС рассылку и информацию на официальном сайте компании. Наша позиция - действия компании правомерны и соответствуют законодательству. В то же время любую спорную ситуацию мы готовы решать бесконфликтно. Для этого достаточно обратиться в абонентскую службу", - говорит Пестерева.
Однако решать вопрос при помощи коллекторов вряд ли можно назвать бесконфликтным способом, утверждает Глазков.
"Коллекторское агентство рассылает письма с требованием о погашении задолженности, но не только за "Скайлинк", но и за возмещение расходов по взысканию на свой банковский счет. Мы убеждены, что данные действия нарушают уголовное законодательство РФ, так как содержат угрозу в адрес бывших абонентов о том, что последние не смогут выезжать за территорию РФ, пользоваться банковскими услугами в части предоставления кредитов. Также невозможно пользоваться услугами ни одного оператора сотовой связи", - отвечает Глазков.
Ситуацию комментируют и юристы. Вот мнение адвоката Московской коллегии адвокатов "Александр Еким и партнеры" Анатолия Вербицкого, - "В данном случае наш закон говорит о том, что только в суде пускай доказывают свою правоту и больше нигде. А по поводу появления каких-то инспекторов от коллекторских агентств, это тоже считается неправомерным. И в рамках уголовно-правовых нарушений можно это назвать вымогательством".
Обиженные же бывшие абоненты намерены отстаивать свои права в суде.