Выставка "Алиса в стране чудес" глазами художника Тенниела

Длинноволосая блондинка или хрупкая брюнетка, очень страшный Бармаглот и старый зануда. Первые иллюстрации к приключениям Алисы рождались в страшных спорах между писателем Льюисом Кэрроллом и художником Джоном Тенниелом. Однако результатом остались довольны оба.

Длинноволосая блондинка или хрупкая брюнетка, очень страшный Бармаглот и старый зануда. Первые иллюстрации к приключениям Алисы рождались в страшных спорах между писателем Льюисом Кэрроллом и художником Джоном Тенниелом. Однако результатом остались довольны оба.

В Москве открылась выставка оригинальных рисунков Тенниела, чья Алиса считается самой узнаваемой.

На выставку в галерее Artis впервые привезли ксилографические оттиски рисунков Джона Тенниела. Не хотел Льюис Кэрролл, чтобы его Алиса выглядела так – длинноволосая блондинка, совсем не похожая на прототип – Алису Лиддел. Да и Шляпника с Королевой представлял себе совсем иначе. Но переспорить художника автор книги не смог. С тех пор прошло более ста лет. "Алису" иллюстрировали сотни художников, даже Сальвадор Дали и Туве Янсон – создатель муми-троллей. Но никто из них не смог превзойти Джона Тенниела.

"Иллюстрации Тенниела к "Алисе в стране чудес" и "Алисе в Зазеркалье" признаны самыми узнаваемыми среди книжных иллюстраций. Такими самыми расхожими. И даже последний фильм Тима Бертона - в нем королева очень очевидно похожа на тенниеловскую. Писатель и художник ладили плохо, бурно спорили над каждым рисунком. Так тенниэловского Бармаглота Кэрролл счел слишком пугающим и попросил из книги убрать. Художник в ответ называл писателя "старым занудой". Редкий человек выдержит с ним хотя бы неделю, утверждал Тенниел", – говорит Анастасия Митюшина, организатор выставки гравюр Джона Тенниела.

"Кэррол считал своим alter-ego ("другое я") рыцаря, который встретился на пути Алисы. При этом Тенниел сделал этого рыцаря очень похожим на самого себя. И Кэрролл настойчиво просил убрать усы, которые очень были похожи на усы самого художника, но художник не соглашался. Несмотря на все разногласия, результатом остались довольны оба. Гротескная графика Тенниела как нельзя лучше подходила к парадоксальному тексту сказок", – продолжает Анастасия Митюшина.

Каждый раз, когда смотришь, что-то новенькое видишь. Джон Тенниел сумел визуально передать все оттенки кэрролловского юмора. Кое-что добавил от себя.

Более 50 лет Джон Тенниел проработал штатным карикатуристом сатирического журнала "Панч". Это не могло не отразиться и на "Алисе". Так эту иллюстрацию в конце 19 века считали злободневной. В лицах Льва и Единорога, которые сошлись в поединке, англичане легко угадывали двух известных политиков – консерватора Дизраэли и либерала Гладстона 32:22 В рисунках Тенниела нет ни одного случайного штриха. Но разглядеть их все долгие годы было невозможно. Оригинальные гравюры вырезали на досках из самшита – самого прочного европейского дерева. Но печатать с них в 1865 году пожалели. Изготовили металлические клише, что существенно ухудшило качество иллюстраций. И только 120 лет спустя британское издательство "Macmillan" решило напечатать 92 тенниеловских рисунка с оригинальных деревянных форм. Разглядеть Алису, Шляпника, Белого Кролика до мелочей можно на выставке в галерее Artis.