100-летний юбилей танцовщика и балетмейстера Константина Сергеева

До него партию Зигфрида танцевали многие выдающиеся артисты балета, но именно Константин Сергеев стал эталоном романтического принца. Красивый, одухотворенный, трепетный. Кажется, не влюбиться в такого было невозможно.

До него партию Зигфрида танцевали многие выдающиеся артисты балета, но именно Константин Сергеев стал эталоном романтического принца. Красивый, одухотворенный, трепетный. Кажется, не влюбиться в такого было невозможно.

Константин Сергеев поступил в балетное училище в 14 лет, что достаточно поздно, но быстро перегнал товарищей. В 1930 году, окончив учебу, он пришел в Кировский театр и более чем три десятилетия был ведущим исполнителем классических партий – Зигфрид, Дезире, Альберт. Трактовка Сергеева этих партий оказала влияние на танцовщиков следующих поколений.

Артист лирического амплуа в 1930 году, он был партнером Галины Улановой. Их дуэт считается одним из лучших в мировом балетном искусстве. Главная составляющая успеха спектакля "Ромео и Джульетта" – как раз неизъяснимая тайна этого творческого союза. Во время войны Уланова уехала в Москву и дуэт распался. В 1944 году в Перми Константин Сергеев начинает работать уже как балетмейстер над новым балетом "Золушка" на музыку Сергея Прокофьева. Репетирует с Натальей Дудинской в неотапливаемом здании школы при свечах. Через два года на сцене Кировского театра премьера и ошеломительный успех. С этого времени Сергеев не только звезда балета.

В первой половине 50-х и в 60-е годы Сергеев главный балетмейстер Кировского театра, он обращается к классическому наследию. Делает новые версии балетов Петипа. "Раймонда", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", которое мы знаем, это все версии Константина Сергеева.

Чтобы понять, как Сергеев реконструировал Петипа, нужно представить те спектакли начала XX века. Много пантомимы, буквально показ богатых костюмов на сцене. Танцовщик выполняет второстепенную роль кавалера при балерине – только поддержки и восхищенные взгляды. Сергеев деликатно сократил пантомиму, дал мужчине солисту возможность танцевать и блистать.

"Все его спектакли органичны", – отметила художественный руководитель академии русского балета имени Вагановой Алтынай Асылмуратова.

Сергеева неоднократно прорабатывали за развал идеологической работы в театре, в 1970 году сняли с должности главного балетмейстера. Жизненный путь не был усыпан розами. В 1973 году случилась трагедия – в автокатастрофе погиб его единственный сын, талантливый танцовщик Николай. Константин Сергеев пережил трагедию как и подобает благородному принцу. Он продолжал работать. Вместе со спутницей жизни Натальей Дудинской отдавал все силы ученикам Вагановского училища. Вырастил целую плеяду звезд.

Не все спектакли, поставленные или реконструированные Сергеевым идут на сцене Мариинского. К 100-летнему юбилею решили возродить "Золушку". В последний раз шедевр советского балетного искусства шел здесь 10 лет назад. Нынешний спектакль исполнят ученики прославленной Академии имени Вагановой.