The New York Times: автомобили становятся киборгами

The New York Times: автомобили становятся киборгами
"Умная акселерация" пришла на смену старому доброму механическому нажатию ноги на педаль газа. Теперь ваша "Тойота" сама решает, насколько открыть дроссельную заслонку. Но сегодня очень трудно найти машину – не только "Тойоту", которая бы не имела этой опции. Вашей машине вы не очень-то и нужны.

Несколько месяцев назад 63-летний профессор Гарварда, управляя своим автомобилем Toyota Highlander 2005 года выпуска, потерял над ним контроль. Автомобиль влетел в другую машину. Профессор и двое членов его семьи погибли. Теперь правительство США пытается решить, добавлять ли "Хайлендеры" к и так уже солидному списку машин, отзываемых японским автоконцерном.

"У меня как раз Toyota Highlander 2005 года выпуска, - пишет в своей статье обозреватель The New York Times Роберт Райт. – Я узнал о случае с профессором, и мне, конечно, очень жалко и его, и его семью. И все же я думаю, что вся эта шумиха вокруг Toyota совершенно неоправданна". Райт, по его словам, произвел некторые калькуляции и утверждает:

"Если вы являетесь владельцем модели “Тойоты”, занесенной в “отзывной список” из-за проблем с акселератором и особо не торопитесь отгонять ее в сервисный центр, ваши шансы в ближайшие два года разбиться на вашей машине - чуть больше, чем один на миллион. В то время как попасть в аварию просто потому, что вы американец и ездите по американским дорогам за тот же промежуток времени вы можете с гораздо большей вероятностью – 1 к 5244. Таким образом, управление одной из “тех самых “Тойот” повышает риск американского автолюбителя погибнуть в автокатастрофе с 0,190% до 0,193%".

С этими цифрами можно жить, заключает Райт. Конечно, лучше бы они были еще меньше, а по возможности равны нулю. Но терять из-за них сон явно не стоит. "Однако многие американцы со мной не согласятся. Почему?", - спрашивает обозреватель The New York Times.

Фатальный отказ тормозов ужасен. Но во много раз ужаснее то, что ваш автомобиль вдруг берет управление на себя и увлекает вас в смертельную поездку. Автомобиль превращается в жуткого киборга, и мы, видимо должны к этому привыкать, пишет Роберт Райт:

"Я подозреваю, что все проблемы с самопроизвольной акселерацией в машинах Toyota связаны с софтом. “Умная акселерация” пришла на смену старому доброму простому механическому нажатию ноги на педаль газа. Теперь ваша Toyota сама решает, насколько открыть дроссельную заслонку. Я сам не в восторге от “умной акселерации”. Но сегодня очень трудно найти машину – не только "Тойоту" - которая бы не имела этой опции, а также многих других, свидетельствующих об одном – машиной все больше управляет не водитель, а она сама".

А софт, и это вам подтвердят господа из Apple и Microsoft, всегда полон сюрпризов, продолжает Райт. Совершенно невозможно предположить, сколько слабых мест обнаружится, в конце концов, в сложной компьютерной программе. Отсюда и расчет на так называемое “бета-тестирование”, заключающееся в продаже новой продукции и усиленном чтении форумов потребителей.

Возможно, словосочетание "бета-тестирование" применительно к данной конкретной ситуации прозвучит цинично – автолюбители обнаруживают недочеты в программе иногда ценой собственной жизни. Однако спешить ругать новый мир, в который мы шагаем широкой поступью, все же не стоит, полагает Райт: "Даже когда в машинах применялась только старая добрая механика, бета-тестирование существовало. Любой автомобиль в принципе слишком сложен, чтобы сразу и безоговорочно удовлетворить всем требованиям – в том числе и безопасности. Отсюда десятилетия отзывов машин, никак не связанных с их электронной начинкой, которой иной раз просто не было".