Несколько месяцев назад 63-летний профессор Гарварда, управляя своим автомобилем Toyota Highlander 2005 года выпуска, потерял над ним контроль. Автомобиль влетел в другую машину. Профессор и двое членов его семьи погибли. Теперь правительство США пытается решить, добавлять ли "Хайлендеры" к и так уже солидному списку машин, отзываемых японским автоконцерном.
"У меня как раз Toyota Highlander 2005 года выпуска, - пишет в своей статье обозреватель The New York Times Роберт Райт. – Я узнал о случае с профессором, и мне, конечно, очень жалко и его, и его семью. И все же я думаю, что вся эта шумиха вокруг Toyota совершенно неоправданна". Райт, по его словам, произвел некторые калькуляции и утверждает:
"Если вы являетесь владельцем модели “Тойоты”, занесенной в “отзывной список” из-за проблем с акселератором и особо не торопитесь отгонять ее в сервисный центр, ваши шансы в ближайшие два года разбиться на вашей машине - чуть больше, чем один на миллион. В то время как попасть в аварию просто потому, что вы американец и ездите по американским дорогам за тот же промежуток времени вы можете с гораздо большей вероятностью – 1 к 5244. Таким образом, управление одной из “тех самых “Тойот” повышает риск американского автолюбителя погибнуть в автокатастрофе с 0,190% до 0,193%".
С этими цифрами можно жить, заключает Райт. Конечно, лучше бы они были еще меньше, а по возможности равны нулю. Но терять из-за них сон явно не стоит. "Однако многие американцы со мной не согласятся. Почему?", - спрашивает обозреватель The New York Times.
Фатальный отказ тормозов ужасен. Но во много раз ужаснее то, что ваш автомобиль вдруг берет управление на себя и увлекает вас в смертельную поездку. Автомобиль превращается в жуткого киборга, и мы, видимо должны к этому привыкать, пишет Роберт Райт:
"Я подозреваю, что все проблемы с самопроизвольной акселерацией в машинах Toyota связаны с софтом. “Умная акселерация” пришла на смену старому доброму простому механическому нажатию ноги на педаль газа. Теперь ваша Toyota сама решает, насколько открыть дроссельную заслонку. Я сам не в восторге от “умной акселерации”. Но сегодня очень трудно найти машину – не только "Тойоту" - которая бы не имела этой опции, а также многих других, свидетельствующих об одном – машиной все больше управляет не водитель, а она сама".
А софт, и это вам подтвердят господа из Apple и Microsoft, всегда полон сюрпризов, продолжает Райт. Совершенно невозможно предположить, сколько слабых мест обнаружится, в конце концов, в сложной компьютерной программе. Отсюда и расчет на так называемое “бета-тестирование”, заключающееся в продаже новой продукции и усиленном чтении форумов потребителей.
Возможно, словосочетание "бета-тестирование" применительно к данной конкретной ситуации прозвучит цинично – автолюбители обнаруживают недочеты в программе иногда ценой собственной жизни. Однако спешить ругать новый мир, в который мы шагаем широкой поступью, все же не стоит, полагает Райт: "Даже когда в машинах применялась только старая добрая механика, бета-тестирование существовало. Любой автомобиль в принципе слишком сложен, чтобы сразу и безоговорочно удовлетворить всем требованиям – в том числе и безопасности. Отсюда десятилетия отзывов машин, никак не связанных с их электронной начинкой, которой иной раз просто не было".