5 вечеров на сцене Большого будет порхать "Летучая мышь"

Главный театр страны впервые решился поставить оперетту. Сегодня в Большом театре начинается премьерная серия показов новой постановки - оперетты Иоганна Штрауса "Летучая мышь". Режиссером и сценографом выступил 26-летний Василий Бархатов.

Главный театр страны впервые решился поставить оперетту. Сегодня в Большом театре начинается премьерная серия показов новой постановки - оперетты Иоганна Штрауса "Летучая мышь". Режиссером и сценографом выступил 26-летний Василий Бархатов. Действие "Летучей мыши" будет разворачиваться на роскошном круизном лайнере. Подробности - у корреспондента радио "Вести ФМ" Ольги Подолян.

Впервые за свою историю Большой театр решился на оперетту, но с оперным реноме, без очарования вульгарности, которая больше ста лет - на главных мировых сценах. Поэтому о "Летучей мыши" в Большом не скажешь - легкомысленный жанр на академической сцене.

Король вальса Штраус потратил на оперетту 43 ночи. На сцену впервые "Летучая мышь" впорхнула в 1874 и восторга у зрителей не вызвала. Это уже потом за постановку оперетты не брался только ленивый. В свой репертуар музыкальные театры брали "Летучую мышь" почти в обязательном порядке. Готовясь к постановке в Большом, Василий Бархатов, вундеркинд оперной режиссуры, снискавший славу в Мариинке, посмотрел десятки версий спектакля.

"Какое-то уродство и безвкусица: если пойти в венскую оперу и посмотреть "Летучую мышь" - это будет столь же отвратительно, сколько в каком-нибудь самом неприглядном провинциальном российском театре", - говорит Бархатов.

Постановка в Большом получилась и не радикальной, и не консервативной, говорит
музыкальный руководитель Большого театра Леонид Десятников.

"Мы обменялись некоторое время назад своими впечатлениям о "Летучей мыши" с Василием Бархатовым. Оказалось, что мы выделяем только два спектакля. Они находятся на разных полюсах: один традиционный спектакль Отто Шенка – "Баварской оперы", второй - Ханса Нойенфельса, который вызвал страшный скандал. Спектакль Бархатова находится где-то между", - поясняет Десятников.

Режиссер перенес действие в 70 годы прошлого столетия, да еще и в замкнутое пространство, где эмоции только обостряются, - на лайнер "Иоганн Штраус". На борту - европейская аристократия, сливки сливок, они с Дягилевым кофе пили. Здесь же, после бокала дорогого шампанского, разворачивается вечный светский конфликт - как соблюсти хороший тон при отсутствии морали. Вот они - проблемы старой Европы, развенчанные Штраусом, движутся по спирали, говорит Бархатов.

"Эти люди могли подурачиться, коснуться дна после 15 бокала шампанского, потерять лицо, а на следующий день вернуться и быть в обществе. Об этом в переломный момент психо-духовно-сексуальный переломный момент австрийского общества он и написал. Поэтому это произведение и не любили. Людям было неприятно смотреть на все эти комические мерзости. И сейчас мы потеряли тормоза окончательно. Мы уже коснулись дна так хорошо, что ил уже скрипит на зубах", - рассказывает Бархатов.

Лайнер - воплощение беззаботности и роскоши - монтировали на сцене две недели. Новая сцена Большого таких декораций еще не видела. Светское общество на подмостках одето, как и в жизни - в костюмы от Игоря Чапурина. Дирижировать "Летучей Мышью" призван швейцарец Кристоф Маттиас Мюллер. Все репетиции в России очень эмоциональны, рассказывает дирижер.

"Иногда русские прямо жаждут, чтобы на них прикрикнули. Это не лень, они как бы замирают в ожидании: покажи, на что ты способен! И ты проявляешь эмоции, сердишься, объясняешь. Они в ответ: так-то лучше. И работа идет отлично", - радуется Мюллер.

Солируют в постановке молодые артисты - свои из Большого и приглашенные. Все отмечают: у Бархатова на месте не постоишь. На сцене - постоянное движение, говорит солист Эльчин Азизов.

"В данном контексте надо было соединить руки, ноги и голову. Для меня это было самым сложным. Надеюсь, это было благополучно отрепетировано", - рассказывает Азизов.

5 вечеров на сцене Большого будет порхать "Летучая мышь". Следующие спектакли - только в июле.