200-летие Бородинского сражения будут праздновать среди дач и коттеджей

Торжества начались церемониалами на командных пунктах Кутузова в деревне Горки и Наполеона у деревни Шевардино
Вокруг музея-заповедника "Бородинское поле" разгорается земельный скандал. Огромные территории знаменитого Бородина вскоре могут быть застроены частными дачами и коттеджами. Местные власти спокойно меняют статус земель сельхозназначения. Глава музея-заповедника обратился в Генпрокуратуру.

Вокруг музея-заповедника "Бородинское поле" разгорается земельный скандал. Огромные территории знаменитого Бородина вскоре могут быть застроены частными дачами и коттеджами. Местные власти спокойно меняют статус земель сельхозназначения. Глава музея-заповедника обратился в Генпрокуратуру. В ситуации разбиралась корреспондент "Вести ФМ" Анна Семкина.

13 щитовых домиков на берегу почти высохшей речки - именно на этом месте почти 200 лет назад стояли войска Наполеона, сейчас здесь поселок Бородинского музея. Полусгнившие бараки были построены 60 лет назад и с тех пор капитально не ремонтировались. Но поселок стоит назло всем санитарным нормам.

"Что-то нам помог музей сделать, тут все сгнившее было. У нас есть кухня, она же комната. Есть газовая колонка, умываемся. Удобства - на улице", - рассказывает Людмила Фесенко.

Она заведует в Бородинском музее архивом. В поселок переехала в 16 лет назад. От дома до работы - не более 30 метров. Сейчас в двух комнатах живут она, муж и дочка. Месяц назад в поселке упала старая водонапорная башня - не выдержала холодов. Обломки лежат на снегу до сих пор. Изначально дома предназначались только музейным работникам, поясняет женщина, но теперь в них живут и посторонние люди. Всего более 70 человек. Перестраивать жилье запрещено. Но буквально на днях от главы Можайского района пришло радостное известие - вскоре людей должны переселить в новостройки, а старый поселок снести.

"Мы пока деталей не знаем, то говорили, что на станцию "Бородино" поедем, то в "Горки". Дети уже все выросли, своих девушек привели, здесь живут. Впятером в одном доме. Никого уже не прописывают, строительство на территории Бородино запрещено", - говорит Фесенко.

Правда, этот запрет, как выясняется, при желании можно легко обойти. Спустя почти 200 лет на Бородинском поле новая битва - за землю. Директор военно-исторического музея-заповедника фактически обвинил бородинский сельсовет в распродаже сельхозугодий под строительство. По словам директора мемориала Михаила Черепашенца, местная администрация, прикрываясь процедурой публичных слушаний, самовольно меняет статус земли. Была "сельхозназначения", а стала "для дачного строительства". По словам директора, речь идет о 600 гектарах земель в самом центре Бородинского поля.


"Поселочек на 600 гектар в центре поля! Что лучше: продать сельхозземлю по рублю метр или продать под дачи с разрешением по 1000 долларов метр? Почувствуйте разницу! Я думаю, это какая-то мелкая местная инициатива. Сельсовет нам не дал ни копию протокола заседания, ни своего решения. Они говорят, что еще ничего не приняли. Ждут сейчас реакции", - рассказывает Черепашенц.

Дело в том, что земля под самим музеем - государственная, а вот все, что вокруг, то есть 29 поселков и огромные площади бывших колхозов, - в частной собственности. И владельцы земли пытаются с помощью сельсовета добиться возможности застраивать свои участки, которые пока предназначены только для сельского хозяйства. Директор музея Бородино уже написал запрос в Генеральную прокуратуру. Ведомство должно дать правовую оценку действиям главы администрации поселения Бородинское Майи Склюевой. Та, в свою очередь, не понимает претензий директора музея.

"Возражения Бородинского музея - в проекте протокола о слушаниях. Все там отражено и занесено. Как наша инициатива?! Упаси боже! Это граждане обращаются, мы не вправе им отказать. Они приносят пакет документов из Кадастра и прочее. У нас есть положение о проведении публичных слушаний. И даже после этого им никто не дает право строиться, они сначала должны пройти кучу инстанций, сделать проект планировки, градостроительную проработку, там 15 служб должны согласовать", - говорит Склюева.

Все эти согласования - чистая формальность, поясняет заместитель главы администрации Можайского района Подмосковья Вадим Скворцов. Самое главное - получить добро от главы поселения Склюевой. И результаты слушаний дают ей все основания поменять статус земли. Только с февраля в каждом номере местной газеты "Новая жизнь" публикуются по несколько объявлений об успешно проведенных публичных слушаниях.

"Восемь публичных слушаний в одной газете. Площадь участков? Ну, вот смотрите: 6 гектаров, еще 5 гектаров, 10 гектаров и так далее", - перечисляет Скворцов.

Помешать госпоже Склюевой вышестоящая районная администрация не в силах, поясняет Скворцов. По федеральному закону 131 "Об общих принципах местного самоуправления", у главы поселения в данном случае - полномочий больше.

"Она может переводить из категории "сельхозназначения" в категорию "под дачное строительство". Наша позиция как муниципального Можайского района - отрицательная. Мы издали постановление, чтобы все эти переводы согласовывались с нами, но она уже определенные шаги предприняла", - утверждает Скворцов.

Юридически перевод земель в Бородино вряд ли успели оформить, полагает Скворцов. Обе администрации и музей сейчас ожидают ответа из Генпрокуратуры. Но в бородинском сельсовете и без того уверены - закон не нарушали. И даже, судя по протоколам заседаний, в чем-то подали пример властям столичным. К примеру, только за один день, 25 декабря прошлого года, в Бородине в одном и том же доме провели около 10 публичных слушаний, на каждом из которых присутствовало по 10 человек. Во всех случаях - решение о переводе земель в категорию дачных принято единогласно. И если прокуроры не найдут нарушений в этой процедуре, велика вероятность, что 200-летие Бородинского сражения страна будет праздновать уже не на пустом поле.

Читайте также по теме:

На Бородинском поле разгораются новые битвы

На Бородинском поле могут построить дачный посёлок