Александр Дейнека: от мозаик до пейзажей

В Третьяковской галерее – юбилейная выставка художника Александра Дейнеки. Живая пирамида из физкультурников на фоне легендарной Татлинской башни, что стала символом времени перемен, надежд, поисков и разочарований. Тридцатые, сороковые, пятидесятые годы. Советский Союз.

В Третьяковской галерее – юбилейная выставка художника Александра Дейнеки. Живая пирамида из физкультурников на фоне легендарной башни Татлина, что стала символом времени перемен, надежд, поисков и разочарований. Тридцатые, сороковые, пятидесятые годы. Советский Союз.

"Поразительно, что это в то самое время столько энергии, мощного здоровья, красоты у него в работах", – говорит кинорежиссер Вадим Абдрашитов о картинах Александра Дейнеки, автопортретом которого открывается экспозиция.

"Для меня это очень интересная работа", – отмечает профессор из Чикаго Кристина Киаер. Самый известный американский исследователь Александра Дейнеки говорит, что в это время художник уже не столь прекрасен и даже полноват. Но для него, обвиненного в формализме, автопортрет – словно вызов: "Ну давайте, я готов принять бой!"

"Когда не было возможности делать то, что хотелось, ушел в монументальное искусство", – рассказывает о художнике директор Третьяковки Ирина Лебедева.

На юбилейной выставке – весь живописный Дейнека: от мозаик, что украшают плафоны московского метро, от хрестоматийных военных полотен, знакомых каждому советскому школьнику по учебнику истории, до не очень известных зарисовок родного Курска. Пейзажи Италии, Америки, где художник бывал в командировках.

- Эта великолепная картина хранилась у Дейнеки дома. Он считал, что вещи должны быть каждая на своих местах.

В этой работе, говорит куратор, размытая модель создает атмосферу лета, молодости, радости существования. Как аргумент в пользу именно такого восприятия – приз зрительских симпатий американских современников Дейнеки, отметивших картину во время выставки в Питсбурге. В этой экспозиции – свыше 140 работ из нескольких музеев, включая галерею Курска, города, где художник родился. В семье рабочего. Где начал рисовать лет с пяти. Часто засыпая от усталости над своими рисунками.

Несколько картин отреставрировали к этой глобальной ретроспективе. "Никита – первый русский летун" – один из самых любимых мотивов художника: преодоление обстоятельств, преодоление себя.

Картину перекосило от времени и неправильного хранения, но реставраторы смогли вернуть ей первоначальный вид.

Интерес директоров ведущих музеев мира к этой выставке проявился еще на стадии подготовки. Поэтому, скорее всего, через два месяца с небольшим, когда выставка закроется, работы Александра Дейнеки отправятся на гастроли. По Франции, Англии, Соединенным Штатам.