Россия будущего начнется со Сколкова

В четверг Дмитрий Медведев обсуждал строительство в подмосковном Сколкове первого технопарка, где будет все: от науки и разработки до передового производства. Что об этом говорит руководитель рабочей группы проекта – первый заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков?

В четверг в Кремле Дмитрий Медведев обсуждал крупнейший проект – строительство в подмосковном Сколкове первого технопарка, где будет все: от науки и разработки до передового производства. Решение о месте строительства стало само по себе крупной новостью. Что об этом говорит руководитель рабочей группы проекта – первый заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков?

В свои пятнадцать-семнадцать лет они легко дадут фору многим взрослым: за плечами – победы на международных олимпиадах, решение таких задач, с которыми не сразу и компьютер справится. Именно в этой аудитории президент решил сообщить новость, которая на многие годы вперед определит развитие российской науки. И важно, в первую очередь, для молодых талантов.

"Не так давно мы обсуждали вопрос о строительстве ультрасовременного научно-технического центра или такого города по разработке и коммерциализации современных технологий – фактически нового города, где на базе этого центра будут развиваться все пять президентских высокотехнологичных направлений, направлений модернизации. Это, прежде всего, энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии и ядерные технологии. Хотел бы вас проинформировать о том, что я принял решение: будем строить этот центр в том месте, где у нас уже есть неплохой задел для того, чтобы это сделать быстро. Скорость имеет особое значение, поэтому будем строить его в Сколкове", – сказал президент России Дмитрий Медведев.

Еще недавно об этой небольшой деревеньке в двух шагах от Москвы знали, пожалуй, лишь ее жители и окрестные дачники. Но в последние годы в Сколкове забурлила жизнь – здесь начала работу школа управления, готовящая менеджеров. Сейчас здесь возводятся новые корпуса, а по соседству – пока еще пустующее поле. Но вскоре эти 370 гектаров должны стать средоточием российской научной мысли.

"Этот город будет построен прежде всего для вас, для будущих лучших учёных, инженеров, иных специалистов, которые будут трудиться в нём уже через несколько лет уже, надеюсь", – отметил Дмитрий Медведев.

Возглавить рабочую группу Дмитрий Медведев поручил первому заместителю главы администрации президента Владиславу Суркову. Он ответил на вопросы корреспондента "России 24".

- Объявлено о старте нового большого проекта "Кремниевая долина". Почему именно сейчас этот проект запускается, и зачем вообще этот проект нужен?

- Во-первых, проект называется все-таки не "Кремниевая долина". Это такой образ, чтобы было понятней. Я сразу хотел бы сказать, что Кремниевая долина в США прежде всего ассоциируется с информационными технологиями, и названием своим, собственно, она обязана именно этой отрасли. Что касается проекта российского, о котором говорил президент, и по решению которого этот проект начинает реализоваться, все-таки речь идет о пяти приоритетных направлениях работы. Почему именно сегодня он реализуется? Ну, потому что давно пора. Здесь есть несколько точек зрения, с которых можно посмотреть на своевременность этого проекта. Мы являемся на сегодня преимущественно сырьевой экономикой, то есть экономикой довольно примитивной. Это неприятно говорить, но это надо говорить. Эта экономика имеет определенный предел своего развития. Мы – великая большая страна, нас нефть не прокормит. Мы должны учиться зарабатывать деньги своим умом. На мой взгляд, гораздо дороже и гораздо прибыльнее не то, что у нас в земле находится, а то, что находится у нас в головах. То, что находится у нас в головах – это главный природный ресурс России и ее народа.

Для размещения нового инновационного центра рассматривалось несколько вариантов. Это и традиционные, давно сложившиеся наукограды – Томск, Новосибирск, Обнинск, Дубна – и совсем новые территории. На новой в итоге и остановились.

"Я знаю, что это решение вызвало разную реакцию. У нас есть прекрасные научные центры, которые созданы еще в советское время и в Сибири, и в Подмосковье, и во многих других регионах. Там работают прекрасные специалисты, высококвалифицированные ученые. Огромные достижения. Тем не менее, решение такое принято, и оно не должно никого обижать. Мы должны понять то, о чем я уже сказал: наша задача – выйти на другую ступень цивилизации, наша задача не сделать евроремонт в нашем советском доме, наша задача – построить новую Россию с новой экономикой, и для этого иногда очень полезно вырваться в чистое поле. Мне кажется, даже архитектура имеет значение. Мне кажется, имеет значение социальная среда. Мне кажется, молодой человек, молодой ученый должен посмотреть вокруг себя и сказать: "Да, это лучшее место, это самое модное место, это самое комфортное место". Даже то, что вокруг человека, должно его вдохновлять. И в том числе по этим причинам, отчасти эстетическим, такой замысел у нас есть. Повторяю, это нисколько не умоляет значения наших сложившихся уже традиционных территорий, где работают ученые, инженеры, и государство их поддерживает и будет поддерживать и дальше. И мы очень надеемся, что новый объект, наш новый инновационный комплекс будет тесно интегрирован со всеми научными центрами страны", – пояснил Владислав Сурков.

В новом городе – задача минимум от Суркова – должны работать несколько нобелевских лауреатов, располагаться штаб-квартиры самых престижных компаний, здесь будут действовать особые налоговые и административные режимы. Все – для того, чтобы профессия инженера стала в России одной из самых востребованных. Проект, конечно, очень масштабный. Впрочем, по мнению Суркова, опасаться сложностей не следует.

"У нас вообще в последнее время какая-то робость мысли возникла. Мы боимся мечтать, про любую новую затею говорим: "Все разворовывают". Мы о любом большом проекте говорим, что авантюра, это никогда не получится. Эта приниженность нашего мышления – самая главная проблема нашей страны, на мой взгляд. Посмотрите на другие страны, они не боятся быть амбициозными. Индия строит сразу несколько университетов. В Китае возникают огромные корпоративные города, где по полмиллиона населения. И чем мы хуже, я понять не могу. Я уверен, что это абсолютно реальные вещи. И проект сомаштабен стране", – заявил он.

Силиконовая долина в США – именно там создают знаменитые MacBook, iPod, процессоры Intel, компьютеры Hewlett-Packard, здесь располагается Google. Индия создает свои разработки в Бангалоре. Проектные работы по строительству российского центра начнутся, скорее всего, уже во втором полугодии 2010 года.

"А что касается возникновения чуда, то есть той самой заветной искры, которая должна возникнуть в таком сообществе, где вместе собирутся предприниматели и ученые, на мой взгляд, такая среда может сформироваться за десять-пятнадцать лет, когда к России смогут люди обращаться не только за ведром нефти, так сказать, и вязанкой дров, но и когда на вопрос о том, а где бы нам взять самую современную медицинскую технологию, может быть, кто-то скажет: "Ну как? В России. Где же еще?". В принципе, как сейчас ни звучит, может быть, то, что я говорю, несколько странным, может быть, даже я уверен, что многие ухмыльнутся, я предвижу очень большой скепсис вокруг этого проекта, но ничего страшного. Не скептики движут вперед историю, а те, кто верят в то, что лучший мир возможен. Я, например, в это верю. Думаю, что у нас все получится", – сказал Владислав Сурков.

61 процент россиян, как показал опрос фонда "Общественное мнение", уверены в необходимости создания в России нового научного центра. А школьники и студенты, первыми узнавшие подробности о нем от президента в Кремле, явно заинтригованы.

"Если бы предложили работу интересную, то я бы поехал, естественно", – говорит ученик нижегородской школы №127, победитель Международной олимпиады по астрономии Иван Шестаков.

У них, что называется, светятся глаза. Со школы привыкшие во всем побеждать, они жалуются на то, что в университетах юношей "со взором горящим" зачем-то пытаются остудить.

"Естественно, юношеский максимализм: сейчас горы свернём, всё сможем, всё сделаем. И тут – бац, и говорят: "Всё! Вот так надо! Больше не надо, не выскакивай!". То, что называется сейчас – не выпендривайся, хватит. Вот именно так. Дело в том, что очень многие на этом сломались", – огорчается студент 1-го курса МГУ имени М.В. Ломоносова, победитель международной олимпиады по биологии Георгий Носов.

"Так вы уже сломались, что ли?" – спросил Дмитрий Медведев.

"Нет!" – воскликнул Георгий Носов.

"Не пугайте меня. Зачем же сразу так сламываться?", – засмеялся Дмитрий Медведев.

"Дмитрий Анатольевич, мы умрём, но не сдадимся!" – заверил Георгий Носов.

"Человек, который ещё в школе достиг неплохих успехов (а победитель международной олимпиады – это блестящий успех), он действительно в какой-то степени рискует раствориться в среднем уровне даже блестящего университета, коим является МГУ, например. Тот, кто хочет, тот всегда себе работу найдёт, вот это я абсолютно вам точно говорю. Я когда в университете учился, меня же никто не заставлял ходить в кружок какой-нибудь, но я ходил, в итоге в аспирантуру попал. Не ходил бы, а ходил бы пиво пить, наверное, в другом месте сейчас работал бы. Это вопрос выбора человека", – отметил Дмитрий Медведев

Тем, кому мало работы и творчества, явно лежит путь в новый город изобретений и исследований. Там максимализм будет лишь приветствоваться.