США пытаются дать России 10 пощечин. "Знаки" с Андреем Кондрашовым

Лучше бы Хиллари Клинтон сразу бы честно сказала, что едет в Москву проветриться. Никто бы тогда ничего и не ждал от ее визита. А так всем пришлось вспоминать перезагрузку, придумывать к ней дозаправку, мечтать, фальшивить и молчать о главном: нет никакой перезагрузки!

Кондрашов: Лучше бы Хиллари Клинтон сразу бы честно сказала, что едет в Москву проветриться. Никто бы тогда ничего и не ждал от ее визита. А так всем пришлось вспоминать перезагрузку, придумывать к ней дозаправку, мечтать, фальшивить и молчать о главном: нет никакой перезагрузки! И дозаправлять нам нечего... Это программа "Знаки" на радио "Вести ФМ".

Как позиционировать визит в Россию госсекретаря США, Москва и Вашингтон как-то изначально не договорились. Госдеп был уверен, что цель московской встречи - новый Договор СНВ и Иран. Наш МИД уверял, что госпожа Клинтон летит к нам на Ближневосточный квартет, где Россия займет достойное место в урегулировании арабо-израильского конфликта.

На квартет, разумеется, госсекретарь все равно пошла. С настроением, изрядно подпорченным. Незадолго до этого Израиль объявил о своих планах продолжить заселение палестинских территорий, чем, по выражению однопартийцев Обамы, нанес президенту США личное оскорбление: он-то уговаривал Тель-Авив этого не делать. Но оскорбление было еще впереди. Шурин Биньямина Нетаньяху, то есть брат жены израильского премьера, публично обозвал Барака Обаму антисемитом.  

И вот в этой обстановке собрался квартет. Россия, США, Евросоюз и ООН - в виде лично Пан Ги Муна. Евгений Сатановский, президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока, музыку этого квартета никак не оценил.

 

Сатановский: Квартет этот работает в точности по баснописцу Крылову. Ну вот собрались осёл, козел, мартышка и косолапый мишка играть квартет. Кто играет роль мишки - понятно, это традиционно. Даже осел есть, это символ демократов. А вот как там ООН с европейцами разделят, кто мартышка, а кто козел - разведем руками, это политически некорректно, но для себя представляем. Но как этот квартет ни будет садиться, музыки не будет все равно.

Кондрашов: Единственное заявление с резким осуждением Израиля, подписанное квартетом, на миротворческую музыку и вправду не тянет. Тем более что сам Израиль все осуждения тут же отверг. При этом инициативу России о созыве большой конференции по арабо-израильскому примирению квартет как-то незаметно проигнорировал.  

США явно не хотели бы, чтобы Россия возвращала свои позиции переговорщиков на Ближнем Востоке. Да, впрочем, и цель визита Клинтон, как выяснилось, была вовсе не в том, чтобы помогать Москве, а в том, чтобы Москва ей помогала: "Мы хотим осудить Израиль, извольте подписать". Москва подписала. И вот после этогоХиллари Клинтон полезла в портфель за главным документом. А главным был СНВ, считает политолог Станислав Белковский.

Белковский: Ближневосточная тематика - лишь предлог для обсуждения главного вопроса. Очень важно для президента Обамы дожать ситуацию по СНВ. Это важно с точки зрения его внутриполитической позиции, в частности, которая в последнее время несколько пошатнулись. Коль скоро этот договор не удалось подписать в прошлом году, для Вашингтона очень важно подписать его как можно скорее в году этом.

Кондрашов: Договор СНВ - единственный ребенок нашей перезагрузки, которого никак не могут родить. И вряд ли случайно. Если бы российскую сторону устраивало все, договор бы торжественно подписали еще в декабре. Каких уступок требуют от нас американцы, не говорят ни их, ни наши дипломаты. Такое ощущение, что Вашингтон молчит, чтобы не спугнуть, а наши - чтобы не было стыдно, если вдруг уступят.

Но то, что торги идут, видно по разным знакам. Сначала позвонил Медведев Обаме и сказал, что такой Договор СНВ мы подпишем не скоро. Так что вы, Обама, дескать, поторопились объявить о победе. Через некоторое время уже Обама позвонил Медведеву, и после этого они вместе объявили, что Договор доработают и подпишут, причем скоро. В общем, на СНВ сошелся клином  

И это хорошо. Пока он не подписан, американцам еще хоть как-то можно напомнить о своих же обещаниях. А обещали они не мало. Хотя бы разъяснить свои планы противоракетной обороны. В очередь на размещение ПРО, которую как бы отменили,  вдруг встали Румыния и Болгария. Удивленная Москва резонно запросила объяснений, а Вашингтон молчит, как будто не услышал. Ну хорошо. Нет ответа - нет мультиков, в данном случае - СНВ.  

Сатановский: Им следует понять, что бесплатных завтраков не бывает. И что клинтоновские привычки с 90-х годов, еще мужа нынешнего госсекретаря, бесплатно получать от России все что угодно, в ущерб ее интересам, расплачиваясь широкими улыбками и дружескими объятиями, во втором десятилетии 21 века воспринимается как глупость. А в Америке между тем та же клинтоновская администрация. Те же самые люди, которые видели, как разваливался Советский Союз, и полагают искренне, что сегодня России и не следует требовать от Запада большего, чем получила она 20 лет назад. В благодарность за распад СССР - пустые невыполненные обещания и приглашения в международные клубы на правах падчерицы.

Кондрашов: Пока и вправду, вместо реального наполнения перезагрузки чем-нибудь обоюдоприятным, она трещит по швам от всяких новых неприятностей. Взять тот же Афганистан. Открывая американцам дорогу по своей территории, все, о чем скромно попросила Москва - это получше бороться с афганским наркотрафиком.  

Американцы обещали. Они перевезли в Афганистан по нашей территории уже 5 тысяч своих солдат, и вдруг, якобы в целях экономии, прекратили программу уничтожения маковых плантаций. Нам у себя теперь следует ждать удвоения героиновых потоков. Причем ровно в тот момент, когда Евросоюз заявил: безвизовый режим для России станет возможным после сокращения на ее территории наркооборотов. Совпадение, конечно. Снова Евгений Сатановский.

Сатановский: Вопросы с наркотрафиком в Афганистане столь мрачны, что понятно, что американцы либо заботливо пестуют эту героинопроизводящую демократию, либо специально не борются с наркотиками, исходя из того, чтоб России создать проблемы. Понятно, что ситуация по Ирану так же вряд ли радует. Нас не удалось бесплатно втравить в конфликт с Ираном.

Кондрашов: Медведеву и Обаме, конечно, можно посочувствовать. При всем разладе именно им приходится улыбаться и ждать, когда из горшка с надписью "перезагрузка" вырастет хоть какой-нибудь цветочек, о котором они поторопились известить мир. Зато можно позавидовать Путину.  

Не связанный перезагрузочным протоколом на высшем уровне, он не упускает возможности отправлять той же Хиллари Клинтон свои фирменные знаки. В октябре прошлого года, аккурат к ее приезду, наш премьер уехал. Причем не куда-нибудь, а в Китай. Для Госдепа обиднее места было не придумать. Это был пик китайско-американских разногласий. И именно из Пекина Путин заявил, что Россия не считает хорошим делом санкции против Ирана. Возмущению американской прессы не было предела. Перезагрузку они, видимо, понимали как согласие России быстро сдать Иран.

И вот на этот раз злопамятная Хиллари взяла и вообще не включила в программу свою встречу с Путиным. Надо ли было сомневаться, что что-то последует в ответ? Глава российского правительства не специально, мимолетом, говоря вообще о другом, сказал, что Россия в июле запустит АЭС в Иранском Бушере. Американская Wall Street Journal назвала это пощечиной для Клинтон, которая в это время что-то опять говорила о перезагрузке. Профессор Дипакадемии МИД Игорь Панарин.

Панарин: Во-первых, никакой перезагрузки нет, к сожалению. Во-вторых - Владимир Путин действует абсолютно в соответствии с российскими национальными интересами. Это как раз госпожа Клинтон и господин Обама пытаются 10 пощечин России дать для того, чтобы мы пошли на путь односторонних уступок. Поэтому это информационная война против Путина. Второе - это попытки расчленить тандем. Я напомню, что эти попытки начались в ходе визита Обамы в июле. Они завершились неудачей. Эти попытки продолжаются. Поэтому эта операция информационной войны, которую необходимо заблокировать.

Кондрашов: Кстати, в американской прессе параллельно с осуждением заявления Путина по Бушеру действительно следовала мысль: премьер подрывает международный авторитет российского президента, у которого, дескать, другая позиция. У политолога Станислава Белковского свое мнение.

Белковский: На мой взгляд, выводы западных СМИ в данном случае весьма поверхностны и полностью укладываются в логику двух следователей - доброго и злого, которой нередко пользуются Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Ясно, что ничего катастрофического Путин не имел в виду. Я считаю, что никаких принципиальных разногласий между Медведевым и Путиным в этой позиции нет. И все в конечном счете сводится к тому, что перезагрузка состоится, а то, что у перезагрузки должны быть враги, то, что перезагрузка должна подвергаться опасностям - это законы драматургического жанра. Ведь если перезагрузке никто и ничто не угрожает, то чего она в итоге стоит?

Кондрашов: Интересно, что Хиллари Клинтон, после заявления по Бушеру, с Владимиром Путиным решила-таки встретиться. И не зря. Хоть услышала от него, что ряд российских компаний по-прежнему находятся под санкциями США, а поправка Джексона-Веника по-прежнему мешает нам торговать, хотя еще Буш обещал отменить ее, раза три.  

И все ж друзей Хиллари Клинтон в России как всегда нашла. От имени таковых выступил Геннадий Онищенко. Он обещал, что уже на следующей неделе в Россию вновь потекут рекой ножки Буша, которые сам руководитель Роспотребнадзора сам же недавно и запретил. Кроме того, Россия снова открывает свой рынок для американской свинины. Прекрасная новость для отечественных сельхозпроизводителей. Они жертвуют собой ради перезагрузки.  

И дело, конечно, не в Геннадии Онищенко. Это не он раздвоился, а наша внешняя политика. Хотя Игорь Панарин, например, с этим не согласен.

Панарин: Она не раздвоилась, она подвергается мощному давлению. Резко активизировалась группа "Г". Это группа Горбачева-Гайдара, которая олицетворяет либералов-прозападников, которые, к сожалению, уже десятилетия идут в русле внешней политики не столько всех США, сколько американских глобалистов. И вот идеология Горбачева-Гайдара последние полгода резко активизировалась, и идет воздействие на все слои российской политической элиты для того, чтобы именно изменить внешнеполитический курс России.

Кондрашов: Неизвестно, до каких коридоров у нас доходит влияние группы "Г", но Сергей Лавров, давая оценку событиям, начал с другой буквы. Визит Клинтон он назвал "дозаправкой".

Лавров: Перезагрузка действительно удалась. Самое главное, чтобы сейчас мы не останавливались в нашем движении вперед. Это движение требует постоянного развития диалога без каких-либо пауз, и в этом контексте, я считаю, что нынешний визит госсекретаря Хилари Клинтон можно считать дозаправкой в воздухе.

Кондрашов: В общем, наш самолет, доверху груженый перезагрузкой, по пути в Америку дозаправился. Развивая метафору министра, керосину у нас наверное и вправду оставалось мало. В воздухе без толку болтаемся несколько месяцев, и посадку в аэропорту Вашингтона давать нам как-то не спешат. Вот и дозаправили, чтобы не упали.  

До Вашингтона надо дотянуть к апрелю, успеть на ядерный саммит. Где нас будут любить при одном условии - подписанном Договоре СНВ. Но какой буквой мы назовем то, что получим от американцев взамен, загадывать не будем. Последим за знаками.