С Кремниевой долиной в России связывают надежды на прорыв

Кремниева долина в Сколкове должна стать "мозговым центром" России. С этим проектом многие связывают надежды на прорыв в отечественной науке и промышленности. Строительство города инноваций только начинается, но уже определены задачи, которые поставят перед его обитателями.

Кремниева долина в Сколкове должна стать "мозговым центром" России. С этим проектом многие связывают надежды на прорыв в отечественной науке и промышленности. Строительство города инноваций только начинается, но уже определены задачи, которые поставят перед его обитателями. Им придется оправдывать многомиллиардные капиталовложения, которые будут потрачены на развитие центра. Будущее иннограда представил себе корреспондент "Вести ФМ" Николай Осипов.

Научный оплот России, мозговой центр, Кремниева долина - самые громкие названия придумывают сейчас новому проекту в Сколкове. Наукоград будущего, который будет не похож на предыдущие и должен совершить прорыв в инновациях. Тематика задач ясна из неоднократных высказываний президента - это пять направлений: энергоэффективность, энергосбережние, ядерные технологии, космос, медицина, информационные технологии.

Гендиректор компании Geo Development Максим Лещев относится к тем, кто, несмотря на пока еще весьма общие очертания сколковского центра, уже готов сравнивать его со знаменитой Кремниевой долиной.

"В Кремниевой долине трудятся мировые бренды. Они будут трудиться и здесь. Будут создаваться новые. Создается это под эгидой социального проекта, с новыми рабочими местами. Мое видение, что это будет место, где сконцентрирую мировые бренды, и они будут создавать продукт", - считает Лещев.

Исходя из президентских задач, инноград, как его окрестили, заменяя прежнее сокращение в виде наукограда, предстоит большая работа - поиск новых видов топлива, создание новых лекарств, развитие компьютерных технологий, освоение космоса. Осталось только найти тех, кто сможет все это выполнить - ученых. Поставщиками кадров могут стать отечественные НИИ, кого-то пригласят из-за рубежа, к примеру тех, кто в свое время уехал на заработки. Всё зависит от условий, которые предложат ученым. В принципе много не требуется, рассуждает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

"Заманивать в новое городское образование будут прежде всего жилищными условиями и серьезным финансированием. Основным контингентом могут стать НИИ и представители талантливой студенческой среды с расчетом на внедрение разработок. Может быть привлечена и научная диаспора России", - говорит Абзалов.

Десятки тысяч людей получат работу в новом городе инноваций. Это и те, кто будет задействован в инфраструктуре, и те, кто будет непосредственно рождать идеи и реализовывать их. Правда, здесь еще предстоит отработать схему. Если государство рассчитывает извлекать прибыль из этих проектов, а о бизнес-направленности сколковского центра уже говорили не раз, то и представители бизнеса должны научиться продавать не только сырье, а продвигать научные идеи и материализовывать их. До сих пор это не очень получалось, рассуждает директор Союз развития наукоградов России Михаил Кузнецов.

"У нас часто считают, что раз цепочка от идеи до продукта, который продается, начинается у ученого, то он должен за все отвечать. На самом деле проблема лежит в том, что у нас пока прибыльнее заниматься торговлей сырьем, металлами и так далее, а не заниматься инновационной деятельностью, поэтому проблема лежит в том, чтобы стимулировать бизнес", - поясняет Кузнецов.

Как бизнес будет подключаться к работе в Кремниевой долине, пока известно лишь в общих чертах. Отсюда острожные и порой скептические комментарии экспертов. В конце концов, многие страны пытались создать свои Кремниевы долины, но крупнейшей в мире осталась только американская. Амбиции России масштабны, но вся схема еще не видна, оценивает проект президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова.

"Мы может говорить пока только о политике и финансово-инвестиционной схеме. Здесь работают люди, имеющие отношение к финансам, риелторству и политическому решению. Грубо говоря, наполнения со стороны бизнеса еще не произошло", - говорит Ускова.

Бизнес, как ожидается, "наполнит" проект в ближайшее время. На строительство отведено несколько лет, дальше инновационные идеи должны разворачиваться по нарастающей, как только появится первая база, где можно будет работать. Проект, несомненно, долгосрочный, признает руководитель Geo Development Максим Лещев, но может стать самым прибыльным из все ныне существующих.

"Тут не только решение социальных вопросов, что будет народу, где работать. Вопрос - где талантливому народу будет удобно работать не за рубежом, а здесь, в России. И продукты, которые появятся в Кремниевой долине, они будут актуальны во всем мире. Россия сможет лидировать через некоторое время, иметь преимущество, изобретая что-то новое. Высокие технологии в любом случае делают нашу экономику более эффективной, более прибыльной", - говорит Лещев.

Судя по уже звучавшим комментариям, наибольшую прибыль из инновационных разработок можно получить, если привлечь к организации бизнес, а не чиновников. Таких масштабных проектов в России еще не было. Инженеры, ученые, изобретатели, как уверен первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, станут главными людьми в стране. А вслед за собой сколковский инноград будет подтягивать уже существующие наукограды, о которых идеологи инновационного будущего также обещали не забывать.