Император японского кино: 100 лет со дня рождения Куросавы

Куросава - режиссер реалистический, психологический, вспоминает актер Юрий Соломин, работавший с режиссером на съемках фильма "Дерсу Узала"
Куросава - режиссер реалистический, психологический, вспоминает актер Юрий Соломин, работавший с режиссером на съемках фильма "Дерсу Узала"
В 1975 году "Оскар" за лучший иностранный фильм поделили Япония и Советский Союз. "Дерсу Узала" режиссера Акиры Куросавы. Человек мира, он одним из первых японских режиссеров доступно и понятно рассказал европейскому зрителю о своей стране.

В 1975 году "Оскар" за лучший иностранный фильм поделили Япония и Советский Союз. "Дерсу Узала" режиссера Акиры Куросавы. Человек мира, он одним из первых японских режиссеров доступно и понятно рассказал европейскому зрителю о своей стране. И кто знает, может быть, нынешнее увлечение Востоком началось именно с фильмов Куросавы.

"Он был потрясающей личностью, масштаб мышления которой выходил за рамки того, как это можно было сформулировать. Он не вещал, а говорил самые простые вещи", – считает народный артист РСФСР Никита Михалков.

Мировую известность, а также первого "Оскара" и "Золотого льва" Куросаве принес фильм "Расёмон" – история убийства, показанная с четырех точек зрения. Тогда в кино, пожалуй, впервые появился образ самурая, который потом будет так часто вдохновлять режиссеров.

"До Куросава-сан не было такой реальности. Куросава-сан создал реальные картины жизни самураев", – говорит переводчик Масахиро Икэда.

"Семь самураев" – одна из самых известных картин Куросавы. Персонажи – истинные сыны Японии, но ведут себя почти как герои вестерна. Недаром после "Семи самураев" в Голливуде появилась "Великолепная семерка". Куросава также не стеснялся заимствовать у Запада. Он перенес в Японию действие "Короля Лира" и "Макбета", аналогичным образом адаптировал "Идиота" и пьесу "На дне". И только "Дерсу Узала" – историю русского путешественника Арсеньева – решил снимать точно по сценарию – в Уссурийском крае.

"Если Куросава скажет, что в тайге всплыла подводная лодка, она должна всплыть. И вот, у нас все сотрудники группы, а их было более ста человек, вот такие были, высшего класса", – вспоминает режиссер Владимир Васильев.

Все восемь месяцев съемок с Куросавой Владимир Васильев, второй режиссер картины "Дерсу Узала", описал в книге "Император японского кино". В только что вышедшем из типографии издании рассказывается о том, как Юрий Соломин получил роль Арсеньева, а тувинский актер Максим Мунзук стал Дерсу; как жили в палатках без электричества, снимали без выходных, и как бескомпромиссен был Куросава.

"Куросава – такой режиссер реалистический, психологический. Поэтому по списку то, что было у Арсеньева, все укладывал ко мне в рюкзак. Несколько десятков килограммов мне надо было таскать", – рассказывает народный артист СССР Юрий Соломин.

"Сказал, что все звери должны быть дикие. Ну, где взять дикого тигра? Выращивали тигра целый год, медведя тоже выращивали", – говорит Владимир Васильев.

Куросаву недолюбливали чиновники. Из-за своей бескомпромиссности в деталях мастер всегда выходил за рамки бюджета. Но именно идеально выстроенный видеоряд, дополненный восточной мудростью и глубиной смысла, принес ему самые престижные кинонаграды. В 1990 году Куросава получил третьего "Оскара" с формулировкой: "За достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире".