Бородинское поле: проблемы в канун юбилея

Россия начала готовиться к 200-летию победы в войне 1812 года. К этой дате музей-заповедник "Бородинское поле" решено облагородить. Как оказалось, намеченный к сносу ветхий поселок, где живут музейные работники – не единственная и не самая большая проблема Бородинского поля.

Россия начала готовиться к 200-летию победы в войне 1812 года. К этой дате музей-заповедник "Бородинское поле" решено облагородить. Уже в эту пятницу Министерство культуры России вместе с Министерством финансов будут решать вопрос о сносе старых домов, возведенных когда-то для музейных работников. Но, как оказалось, ветхий поселок, портящий не только внешний вид, но и планы по восстановлению комплекса, – не единственная и не самая большая проблема Бородинского поля.

Барак, в котором семья Людмилы Фисенко ютится уж шестнадцатый год, рассчитан на четыре семьи. Квартиры крошечные, в одной комнате находятся прихожая, кухня, столовая и бойлерная. Заведующая сектором архивной работы Государственного Бородинского музея Людмила Фисенко рассказала: "Естественно, без удобств. Хорошо, что газ проведён. А так воды у нас дома нет, канализации тоже нет.".

На Бородинском поле прямо за зданием мемориального музея живут 16 семей сотрудников этого учреждения. Первое жилье – "времянка" – появилась здесь 1947 году, последнее – 1970-е годы. Глава Можайского муниципального района Дмитрий Беланович пояснил: "Этот посёлок находится прямо в центре Бородинского поля, где проходят все центральные события. Строения уже довольно ветхие, поэтому люди должны получить более качественное жильё".

В 2012 году к 200-летию сражения с войсками Наполеона на месте нынешнего посёлка снова должно быть чистое Бородинское поле, а каждой семье учёных районные власти обещают отдельный дом. Для федерального бюджета цена вопроса – почти 200 миллионов рублей. Коттеджи для сотрудников музея планируют построить на пустыре. Это тоже центр Бородинского поля, но стройка здесь никого не раздражает – подумаешь, деревня Горки прирастёт несколькими дворами.

Работников культуры беспокоит перевод сельскохозяйственных земель в земли поселений, который он начался пару месяцев назад. А ведь на территории музея – 635 гектаров фермерских угодий. Если эти поля станут частью деревень, на них можно будет строить, например, дачи на продажу. Глава местной администрации успокаивает, что пока смены статуса земли не добился ни один фермер. "Категория такая и остаётся – сельхозназначение", – уверяет глава администрации Бородинского сельского поселения Майя Клюева. Но на вопрос о том, можно при этом строить, она сказала: "Когда будут получены все согласования в дальнейшем. Территория наша, я считаю, должна развиваться". На это директор Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Михаил Черепашенец реагирует так: "Вот это нас и пугает, потому что мы можем вместо Батареи Раевского получить дачный посёлок".

Желающих приобрести дачу с видом на обелиск в память о подвигах императорской гвардии, кирасирских или драгунских полков, очевидно, предостаточно. Цена земли сопоставима с элитными посёлками около Кольцевой дороги, хотя от Москвы до Бородина больше ста километров. "Я знаю, что один из участков стоил 65 тысяч евро. Участок!" – рассказал директор музея-заповедника.

Сейчас единственный способ обзавестись дачей на Бородинском поле – купить старую деревенскую избу и построить новый дом на том же самом месте. Чтобы организовать новую массовую застройку на свободных фермерских землях, нужно для начала получить разрешение соседей на общественных слушаниях. "На слушания привозят 15 бабушек за полмешка сахара или дедушек за бутылку водки. Они говорят: "Мы за". Общественные слушания проведены, сельсовет принимает решение", – рассказал об особенностях процедуры Михаил Черепашенец.

Глава администрации Бородинского сельского поселения Майя Клюева уверяет: "Несанкционированного строительства на территории этих земель не ведётся". Но при этом на вопрос о том, обращался ли кто-либо с просьбой перевести фермерские земли в состав земель поселений, отвечает: "Ну, обращаются физические лица, у которых земля находится в собственности".

На территории музея таких собственников – около сорока. При этом на пашню Бородинское поле не похоже, реальных фермеров здесь немного. Директор Бородинского военно-исторического музея-заповедника уточнил: "Я их не считал, но думаю, что двое-трое. И то не обрабатывающие землю, а содержащие конюшни, лошадок – туристов катать".

Места для прогулок в Бородинском заповеднике предостаточно – 65 тысяч гектаров. Кроме музея с его павильонами, обелисками и храмами – 27 деревень, железнодорожная станция, пара воинских частей и даже завод по производству пластика. Это, пожалуй, самое дорогое для России поле, и дело даже не в стоимости земли. В 1812 году здесь навсегда остались более 20 тысяч защитников Отечества. Останки же погибших здесь в 1941 году в битве за Москву находят в окрестностях до сих пор.