Франция глазами русских художников-эмигрантов

В начале XX века русские художники-эмигранты из окон своих мастерских, летних кафешек, с городских смотровых площадок рассматривали Париж и зарисовывали городские пейзажи. И вот теперь эти работы представлены на выставке в Москве.

В начале XX века русские художники-эмигранты из окон своих мастерских, летних кафешек, с городских смотровых площадок рассматривали Париж и зарисовывали городские пейзажи. Для профессора Рене Герра эти рисунки не просто выставка картин – выставка воспоминаний. Ведь многих из авторов он знал лично.

Например, в пейзаже петербуржского художника Юрия Анненкова уже угадывается влияние иной культуры. "Это очень французистое уже!", – считает Рене Герра. Но многие французы считают, что влияние на русских художников ничтожно мало. Ведь повлиять на русскую школу непросто. Есть и мнение, что, наоборот, русские художники влияли на французских.

Возможно, некоторым русским эмигрантам удалось в большей степени сберечь национальные традиции, в то время как их современники в России пытались сотворить что-то новое, революционное.

Историк культуры русского зарубежья Рене Герра уверен: "Они, эти художники, продолжали служить России. И одновременно сумели вписаться во французскую культуру. Многие из них стали знаменитыми французскими художниками русского происхождения".

Так, Марк Шагал до конца своих дней называл себя русским художником, подчеркивал общность с российской традицией, с живописью одного из его любимых художников – Михаила Врубеля. А в картинах Дмитрия Стелецкого угадывается русская икона. Всю жизнь он был верен именно этому стилю, расписывал стены храмов в Париже.

Выставка работ русских мастеров, чью принадлежность к мировой столице художественной жизни начала прошлого века художник и писатель Илья Зданевич определил как "парижачьи", открылась в галерее "Наши художники". Организаторы слышат в этом названии бродячую неприкаянность, театральность и ненатуральность существования изгнанников. Но сами французы находят, что русский взгляд на Париж начала XX века вполне совпадает с их собственным. Посол Франции в России Жан де Глиниасти отмечает: "Бушри – это типичная французская Бушри, где мясо продают. Это тоже так. Может, теперь Париж изменился, а это – настоящий Париж того времени!"

В экспозиции – Константин Коровин, Борис Григорьев, Зинаида Серебрякова, Александр Бенуа, Павел Челищев. Все картины – из личных коллекций. В частных собраниях, разбросанных по миру, хранятся подчас подлинные шедевры русского эмигрантского искусства.