Мировой рынок присматривается к газу будущего

Мировой энергетический рынок может быть покорен новым видом топлива – сланцевым газом. Сегодня его перспективы обсуждали в Госдуме. Власти отдельных стран – прежде всего, США и Канады, – считают, что перспективы эти огромны.

Мировой энергетический рынок может быть покорен новым видом топлива – сланцевым газом. Сегодня его перспективы обсуждали в Госдуме. Власти отдельных стран, прежде всего, США и Канады, – считают, что перспективы эти огромны.

И фактически сланцевый газ может стать альтернативой традиционному природному, одним из главных экспортеров которого в мире является Россия.

Сразу и не скажешь: чего больше – политики или экономики – в этой вроде бы протокольной формулировке – "Перспективы освоения сланцевого газа". Но если тема не на госдумовском стенде, а в иностранных СМИ, то не спокойный черный шрифт, а сплошь эмоции. "США совершили тихую газовую революцию" – уже десять процентов от добытого ими газа приходится на сланцевый. У Вашингтона "козырная карта" в добыче газа он обогнал Москву. Совет Европе поступайте так же, чтобы уменьшить влияние России в регионе. Как под музыку рассказывают специальные ролики.

Газ можно добывать в непосредственной близости от потребителя, то есть расходы на доставку незначительные, потому что залежи сланца есть по всему миру. Технология представлена: горизонтальное бурение – когда труба идет вдоль сланцевого пласта, в котором островками залегает газ. Чтобы разорвать пласт и собрать все топливо, в скважину под давлением закачивается смесь воды, песка и химикалий. Поднять газ на поверхность уже дело техники.

"Эта революция происходит не только в США. В сланцевом газе заинтересованы и в западной, и в восточной Европе. Потому что это вопрос безопасности. Связанный с так называемым "русским фактором", – поясняет Крис Такер, официальный представитель Ассоциации американских производителей природного газа и нефти.

Успех в добыче сланцевого газа для США – это вопрос принципиальный. Потому что было много неудач. Начиная с пробуренной в 1821 году первой скважины, штаты еще минимум четыре раза потом безуспешно пытались достичь рентабельности. И вот теперь потрачено много денег – только эти установки на месторождении Барнет в Техасе обошлись в тридцать шесть миллиардов долларов. А срок службы такой скважины может быть и один год. Но деньги надо вернуть и уже заключаются контракты. Эксперты предупреждают: может опять получиться пузырь.

"Мне кажется, что этот вот взрыв интереса к сланцевому газу – это так сказать, такая хитрая игра что ли. Создается своеобразная пирамида, когда, так сказать, деньги накапливаются и так далее, а с другой стороны, это в какой-то степени и рычаг воздействия на Россию. То есть Россия вынуждена ответить на вопрос, как она будет идти. Либо снижать цену и конкурировать с этим газом, либо не знаю что, либо тогда от поставок газа будет отказываться", – говорит Виктор Гаврилов, профессор, заведующий кафедрой геологии Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина.

Российскому традиционному газу конкурировать со сланцевым придется только в одном случае: если сланцевый в больших объемах начнут добывать в Европе, только тогда он может быть дешевле. "Но это вряд ли", – говорят эксперты. Для такой же, как в США, добычи нужны очень большие площади в густонаселенной Европе их просто нет. А еще придется рискнуть экологией: закачка химикалий в скважину грозит загрязнением грунтовых вод. Против такой добычи уже протестовали в Швеции. Но на европейских переговорах сланцевый аргумент, – считают в Госдуме, очень даже возможен.

"Это элемент торга, давление на Газпром, чтобы цены снизил", – заявляет Валерий Язев, академик, президент Российского газового общества, заместитель председателя Госдумы РФ, фракция "Единая Россия".

Но просто отмахнуться от сланцевой темы, – считают в Госдуме не получится. Надо ли добывать такой газ в России еще вопрос, его депутаты обещают изучить. С участием экспертов, которые сегодня соглашались с международным энергетическим агентством: в ближайшие десять лет доля российского газа в европейском объеме увеличится.

"Но какие-то коррективы придется внести. Штокмановское месторождение надо посмотреть, будут ли в нем задействованы американцы", – говорит Анатолий Дмитриевский, академик РАН, директор Института проблем нефти и газа РАН.

Судя по событиям на газовом рынке, в Европе никто не делает резких движений. Вот, например, Польша разрешила американским компаниям поискать сланцевый газ на своей территории, но при этом продлила на тридцать семь лет соглашение с Газпромом.