Книга "Майн Кампф" признана экстремистской литературой

Все свою историю башня кому-то не нравилась - не только французам, а, например, даже фашистам
Генеральная прокуратура причислила книгу Адольфа Гитлера "Майн Кампф" к экстремистской литературе, об этом говорится на официальном сайте ведомства.

Генеральная прокуратура причислила книгу Адольфа Гитлера "Майн Кампф" к экстремистской литературе, об этом говорится на официальном сайте ведомства. На телефонной связи со студией "Вести ФМ" находится глава думского Комитета по законодательству, член партии "Единая Россия" Павел Крашенинников.

"Вести ФМ": Павел Владимирович, здравствуйте! Скажите, какие последствия влечет это решение Генпрокуратуры? Как я понимаю, оно принято на основе суда, и когда оно вступает в силу?

Крашенинников: Если можно, несколько слов по истории – не книги, но связанные с книгой. Дело в том, что, когда 11 лет назад я докладывал, будучи министром юстиции, на заседании правительства проект закона о противодействии экстремизму, я как раз пошел к метро и купил эту книгу. И говорю, послушайте, и показываю: вот человек прямо на заседании правительства, Евгений Максимович Примаков тогда вел, купил книгу, и мне даже дали чек, где написано, кто автор, и как называется. И говорю, что это в европейской стране невозможно. За это можно сразу схлопотать два или три года тюрьмы либо огромный штраф. Представляете, не прошло и полугода, а точнее, 11 лет, наконец-таки мы движемся к европейским государствам, и совершенно очевидно, что эта книга экстремистского толка, она, безусловно, возвышает одну нацию над другой, причем втаптывая другие в грязь. И более того, там предлагаются пути восхождения к власти и так далее. Поэтому появился закон, появился в законе такой реестр, перечень организаций и литературы экстремистской направленности, которые запрещены. И мы знаем, что по экстремистской направленности уже десятки организаций существуют. Но вот, слава Богу, мы дозрели до того, что и "Майн Кампф" в этот перечень попала. Поздравляю всех!

"Вести ФМ": Скажите, а с какого дня нельзя будет ни продать, ни купить эту книгу по закону, потому что здесь есть, для меня, по крайней мере, какой-то непонятный момент. Я просмотрел новости, и, в частности, во Владимирской области в прошлом году, более полугода назад, было возбуждено два уголовных дела по факту распространения экстремистских материалов, и вот одно из этих дел как раз по факту размещения в интернете электронной версии книги "Майн Кампф". То есть фактически этого нельзя было делать и раньше, или все-таки можно?

Крашенинников: Фактически то, о чем там говорится, это уже и есть экстремизм. Но мы в данном случае говорим о произведении как таковом, и, соответственно, если говорить об этой книжке, то книжка запрещена, признана экстремисткой судом, и по закону она помещается в соответствующий реестр. И с этого момента нет никаких оснований для того, чтобы оправдаться, дескать, я не знал и так далее.

"Вести ФМ": Получается, с сегодняшнего дня фактически?

Крашенинников: Да, с того момента, когда поместили в этот реестр.

"Вести ФМ": И что теперь грозит издателям, которые попытаются напечатать эту книгу, людям, которые попытаются ее продать, ведь и те, и другие могут быть наказаны?

Крашенинников: Да, у нас существует специальная статья 282 Уголовного Кодекса о разжигании социальной розни, антиэкстремистская статья, в соответствии с которой предусматриваются сроки в зависимости от нанесенного ущерба. Вполне можно получить и два года тюрьмы, и шесть, и восемь, в зависимости от масштабов операции.

"Вести ФМ": Скажите, а люди, у которых сейчас вдруг на полке эта книга стоит, что нужно сделать? Пойти сжечь ее? для них какая-то ответственность предусмотрена?

Крашенинников: Нет, ничего этого не нужно делать, историки вполне эту книгу могут изучать, философы могут изучать, кто-то другой, главное, не заниматься тиражированием и продажей этой книги. А так, с точки зрения научной или еще какой, если она им нужна, пусть они ее используют.

"Вести ФМ": То есть у каждого желающего остается возможность прочитать эту книгу. А она останется в библиотеках, то есть каким-то образом официально можно будет к ней доступ получить?

Крашенинников: В закрытых фондах она всегда была. То есть что значит в закрытых фондах? Люди, которые специально занимаются исследованием, допустим, национализмом немецким, к примеру, или подобным, они вполне могут придти и принести разрешение из института с факультета. И, конечно, эту книгу дадут.
 

Полностью комментарии Павла Крашенинникова слушайте в аудиофайле