Секреты "черных ящиков"

7% авиакатастроф, которые происходят в мире ежедневно, необъяснимы
"Черные ящики" - молчаливые свидетели трагедии
Обгоревшие не что иное, как так называемые "чёрные ящики"
На самом деле они оранжевые
Завод "Измеритель" делает бортовые самописцы уже более 30 лет
7% авиакатастроф, которые происходят в мире ежедневно, необъяснимы
"Черные ящики" - молчаливые свидетели трагедии
Обгоревшие не что иное, как так называемые "чёрные ящики"
На самом деле они оранжевые
Завод "Измеритель" делает бортовые самописцы уже более 30 лет
7% авиакатастроф, которые происходят в мире ежедневно, необъяснимы. Ошибки бортовой и наземной аппаратуры, несрабатывание технических устройств, "человеческий фактор". Прояснить причину и сделать выводы на будущее порой способны только "чёрные ящики". Хотя, на самом деле, они оранжевого цвета.

По статистике, 7% авиакатастроф, которые происходят в мире ежедневно, необъяснимы. Ошибки бортовой и наземной аппаратуры, несрабатывание технических устройств, "человеческий фактор". Прояснить причину и сделать выводы на будущее порой способны только "чёрные ящики". Хотя, на самом деле, они оранжевого цвета.

Эти обгоревшие, обугленные коробки не что иное, как так называемые "чёрные ящики". Голоса ещё живых. Последние мгновения. Молчаливые свидетели трагедии. Бесценная информация для шифровальщиков и аналитиков, которая может ответить на главный вопрос – как это произошло?

"Чёрный ящик" – это старое название, которое подразумевает то, что в защищённом бортовом накопителе находится закрытая информация. То есть, это подразумевает, что это информация только для служебного пользования", – поясняет заместитель технического директора ОАО "Измеритель Олег Столяров.

Смоленский завод "Измеритель", входящий в корпорацию "Ростехнологии", делает бортовые самописцы уже более 30 лет. Самые известные лайнеры оборудованы его "чёрными ящиками".

"Немаловажным является факт, что самые современные летательные аппараты гражданского назначения, такие как Ту-204, Ту-214, Ту-234, Ил-96 оборудованы также системой аварийной регистрации производства завода "Измеритель", – подчёркивает генеральный директор ОАО Сергей Андреев.

В 70-х годах прошлого столетия, после вступления Советского Союза в Международную организацию гражданской авиации, "чёрные ящики" стали не роскошью, а суровой необходимостью. Тогда эти приборы работали как обычный магнитофон. Вместо плёнки – металлическая лента. Далеко не всегда она выдерживала взрывы или удары, рвалась, получала повреждения. На восстановление и расшифровку уходили долгие месяцы.

Современные накопители информации – сплошная электроника. Четыре флэш-карты – надежные хранители правды. Понять её – дело техники, объяснить – специальной комиссии.

"Это сердце регистратора, сюда стекается вся информация о работе всех систем с борта самолета", – показывает заместитель начальника сборочного цеха ОАО "Измеритель" Татьяна Баева.

Чтобы сохранить эту ценнейшую информацию, сотрудники смоленского КБ разработали специальную защиту – контейнер. На "Измерителе" освоена уникальная технология обработки металла. Такой панцирь держит любые нагрузки: температуру в тысячи градусов, океанское давление до глубины в 6 километров. И, как говорят разработчики, даже прямой выстрел из пушки, не сможет его повредить.

"При создании данного накопителя самый оптимальный вариант, который был принят нашими конструкторами, это элемент "матрёшки", когда модуль памяти, который несёт на себе главную информацию, обличён в титановый корпус", – рассказывает об устройстве "чёрного ящика" Олег Столяров.

Последнее поколение бортовых самописцев оснащаются и радиомаяком.

"Когда воздушное судно терпит бедствие, включается передатчик, который позволяет издавать сигнал на аварийной частоте", – рассказывает заместитель главного конструктора ОАО "Измеритель" Сергей Виноселов.

"Чёрные ящики" записывают переговоры пилотов с диспетчером и всю параметрическую информацию: высота, скорость, курс, режим работы двигателей и даже положение штурвала, педалей.

Сегодня такие приборы уже не редкость. Их устанавливают не только на воздушные, но и на морские суда, железнодорожный транспорт. В некоторых странах – даже на автомобили. Ведь только бортовые самописцы позволяют раскрыть тайны катастроф и аварий.