"Специальный репортаж": Мне бы в небо

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков – единственный в России вуз, который готовит боевых пилотов. Прежде чем совершить свои первые полеты на "летающей парте", курсанты 3 года практикуются на 3D-тренажере. Даже настоятель храма при училище – бывший летчик-истребитель.

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков – единственный в России вуз, который готовит боевых пилотов. Прежде чем совершить свои первые полеты на "летающей парте", воспитанники училища 3 года отрабатывают теорию летного дела, развивают вестибулярный аппарат и практикуются на 3D-тренажере. Небо снится и преподавателям, и курсантам. Даже настоятель храма при училище – бывший летчик-истребитель.

Аэродром в Армавире. "Летающая парта" L-39. На борту – курсант и инструктор. Так выглядит главный экзамен для любого будущего летчика. На кону допуск к самостоятельным полетам. Необходимо без ошибок выполнить "коробочку" (полет по кругу) и правильно зайти по глиссаде на посадку.

Физическая подготовка – первый шаг на пути к небу в Краснодарском высшем военном училище летчиков. Начало дня – короткое приветствие и 10 кругов по спортзалу для разогрева. На первый взгляд, это обычный урок физкультуры. В чем специфика, понимаешь позже, когда после переворотов, подтягиваний и упражнений на брусьях, курсанты встают на "колесо", намертво привязав ступни. Это – стационарное гимнастическое колесо. Для того, кто мечтает о небе, один из самых важных тренажеров. Развивает основной аппарат начинающего летчика – вестибулярный. Уложился в 30 секунд – оценка "отлично", нет – дорога в небо под вопросом.

"Есть своя узкая направленность. В отличие от остальных видов Вооруженных Сил, у нас – вестибулярный аппарат плюс комплексное развитие", – говорит преподаватель кафедры физической и специальной подготовки Олег Мащенко.

Училище летчиков имени Серова в Краснодаре – единственное в России. Молодому парню, мечтающему летать, одна дорога – сюда. За партами – курсанты со всей России: от Дальнего Востока до Кубани. С головой погрузиться в теорию лётного дела – второй шаг по дороге в небо. И не случайно ребята всё так сосредоточенно и старательно записывают. Дисциплина в училище – армейская, а требования – вузовские.

Самолеты здесь – даже в коридорах. Вот кабина L-39. В перерывах между занятиями ее "атакуют" со всех сторон. Ведь первые несколько лет учебы курсанты изучают свою будущую профессию разве что на тренажерах. Полная иллюзия полета в формате 3D. Кабина, штурвал – все настоящее. И даже облачное небо кажется совсем реальным. Задача – смоделировать все возможные условия полета. Такая виртуальность помогает довести действия летчика за штурвалом до автоматизма.

Гроза всех курсантов – инструктор учебно-тренировочного комплекса Владимир Зенцов. Небу он отдал почти 30 лет жизни. Теперь воспитывает новое поколение. На вопрос "по небу не скучаете?" он отвечает: "Скучаю. Небо мне даже снится". Что такое "слепой полёт", и как правильно сформировать пространственное положение самолета, молодые ребята впервые узнают от него. И именно здесь становится понятно, выйдет ли из курсанта толковый летчик. "Можем ли мы оценить качества будущего летчика? Да, у нас есть такая практика", – говорит Зенцов.

Отбор – жесткий. По статистике за время обучения30 процентов курсантов отсеивают из-за профнепригодности. Военный летчик – это здоровый, психически устойчивый и, главное, целеустремленный человек. Доказать, что достоин – третий шаг на пути к небу.

"К нам поступают 16-летние ребята. Мало что у них сформировалось. Чем Бог и мама с папой наградили, то и есть. По статистике, летчиками вообще могут стать лишь 3 процента людей. Поэтому задача ребят – развить в себе все те лучшие качества, которые требует эта профессия", – считает начальник группы профессионального и психологического отбора Федор Мальчинский

Бритва, зубная паста, мыло – вот и всё содержимое тумбочки. Личного пространства – несколько метров. Жизнь в казарме подчинена особым законам, но к ним ребята быстро привыкают. Андрей Бородачев – потомственный летчик. О выборе профессии долго не думал – пример отца и брата перед глазами. В Краснодар за мечтой – истребительной авиацией – приехал из Ростовской области. Сейчас заканчивает третий курс. До реальных полетов остаются считанные недели. "Есть и страх. Непонятное, новое. Но все больше ожидание. Ждешь не дождешься, когда уже будут реальные полеты", – говорит курсант.

За штурвал настоящего самолета курсанты впервые садятся в конце третьего года обучения. Летная практика – в Армавире , с настоящими пилотами. Они вместе готовятся к вылетам. До реальных полетов остаются считанные минуты. Специальная форма, которая помогает выдерживать перегрузки в небе, инструктаж. В голове пятикурсник Александр Малемин еще раз прокучивает все элементы полета. По команде диспетчера – взлет и набор высоты.

После – разбор полёта на земле, так называемый "пеший полет". На площадке – в уменьшенном размере, чтобы лучше было видно ошибки. Проанализировать нужно каждый маневр. Практика – четвертый шаг на пути в авиацию.

Александр Малемин тоже из династии летчиков. Таких вообще в училище большинство – кто приходит в авиацию по примеру отцов и дедов, уже влюбленным в небо и в самолёты. "Первым делом – самолеты, но семья тоже должна быть. Это две вещи несопоставимые. Совмещать приходится, извлекать уроки, чем-то жертвовать", – рассказывает Малемин.

В этом году в училище ждут новые самолеты. Авиапарк должны пополнить суперсовременные учебно-боевые Як-130. Пока же летают в основном на так называемых "элках", пусть устаревших, но привычных.

Самолет L-39 за время учебы для будущего летчика становится "родным". Именно его изнутри и снаружи курсант сначала досконально изучает в теории. За штурвалом "элки" впервые поднимается в небо с инструктором. И именно на L-39 в самом конце обучения совершает свой первый самостоятельный полет. Поэтому взаимоотношения между курсантами и самолетами здесь в училище воспитывают не иначе как "дружеские".

За семь прошедших десятилетий летное училище воспитало более тысячи Героев Советского Союза, Героев России и летчиков-космонавтов. Но сейчас набор идет с трудом. Реальный конкурс небольшой. Истинных патриотов с горящими глазами – мало, сетует начальник училища Валерий Лашко. Он предан небу вот уже несколько десятилетий. А авиация ценит фанатов. "Другой профессии в моей жизни не было", – говорит Лашко.

Помочь курсанту разобраться не только в профессии, но и в себе пытается отец Владимир. Он тоже летчик. Всего в нескольких метрах – тот самый истребитель, на котором он летал. Вот уже 15 лет священник – настоятель храма Иоанна Воина на территории летного училища. И именно к нему курсанты приходят за советом.

"Если бы мне кто-нибудь сказал лет 10 назад, что я буду священником, я бы, как минимум, не поверил. Но Господь призвал меня. Я служил в армии, а теперь служу церкви. Во славу нашей великой Родины, России", – говорит отец Владимир.

От курсанта до летчика – 5 лет. Целых 5 лет или всего лишь 5 лет? Ведь за это время курсант успевает сделать только несколько первых шагов в профессии. Какой путь придется пройти, чтобы стать настоящим асом летного дела и остаться в профессии, будущие пилоты и штурманы пока не догадываются. Их просто манит бескрайнее небо.