Почему российские стройки намного дороже европейских?

Наибольшим потенциалом восстановления в российской экономике обладает строительство
Наибольшим потенциалом восстановления в российской экономике обладает строительство
Наибольшим потенциалом восстановления в российской экономике обладает строительство. Но оно же традиционно считается едва ли не самым коррупционноемким. Особенно, когда речь идет о проектах за государственный счет с привлечением частных подрядчиков.

Наибольшим потенциалом восстановления в российской экономике обладает строительство. Но оно же традиционно считается едва ли не самым коррупционноемким. Особенно, когда речь идет о проектах за государственный счет с привлечением частных подрядчиков. 22 марта Владимир Путин потребовал разобраться, почему в России стройки дороже европейских. Где воруют?

60 жилых домов, построенных за государственный счет для уволенных в запас офицеров, три года спустя, разваливаются на глазах. Частная компания получила за них четыре с половиной миллиарда рублей, оставив жителям гниющие коробки с залитыми водой подвалами.

"Эта плесень появилась через полгода после того, как мы въехали. Мы сделали ремонт, поклеили обои, и стала проявляться вода. Бывает периодически лужа. От того, что стена сырая, соответственно, появилась плесень. В соседних комнатах так же", – сетует жительница города Пушкина Нина Сидельник.

Ежегодно в России на стройки тратится два триллиона бюджетных рублей. Огромные деньги, которыми мечтают поживиться и нечистые на руку чиновники, и нечестные предприниматели. Способов залезть в бюджетный карман масса.

"Дополнительные работы, переделки, сдвиг сроков. Все это ведет к удорожанию строительства", – объясняет генеральной директор строительной компании Алан Кагермазов.

Еще в мае 2009 года правительство России пересмотрело правила составления и оценки смет. Но строить от этого дешевле не стало. Разобраться и решить проблему безотлагательно Владимир Путин на неделе поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку.

"Строительные работы у нас, к сожалению, чаще дороже, чем у наших соседей в Европе, что трудно объяснить, имея ввиду, что и заработная плата у нас ниже, и материалы дешевле, и электроэнергия дешевле, и так далее. Я посмотрел, что происходит в последнее время. Некоторые принципы ценообразования действительно были изменены. Но какой результат? Результат обратный ожидаемому. Цены выросли, в том числе при строительстве мостов, капитальных сооружений. Что происходит? Я вас прошу еще раз самым внимательным образом проанализировать происходящие в этой сфере процессы. Это первое. Второе: добиться того, чтобы принципы ценообразования приводили не к повышению, а к снижению стоимости и к сокращению бюджетных расходов", – потребовал Владимир Путин.

Строительство в России всегда называли "черной дырой", поглощающей бюджетные деньги. 70 тысяч нарушений строительных смет по всей стране насчитала Счетная плата в 2009 году. Деньги в землю зарывали и в Советском Союзе. Это традиция, сохранившаяся по сей день.

"Возьмем давно известный пример – это конец 1990-х, начало 2000 года, когда 350 миллионов долларов буквально зарыли в яму в Петербурге под строительство скоростной магистрали. Расчеты были негодные, инвесторов не нашли, деньги закопали. Иных уж нет, другие уж далече, виновных нет. Второе наше вмешательство в ситуацию в АТЭС (мы непосредственно контролируем строительство АТЭС во Владивостоке) позволило сэкономить только на одном объекте – это мостовая переправа – 65 миллионов рублей", – говорит председатель Счётной палаты России Сергей Степашин.

Деньги, о которых говорит Сергей Степашин, зарытые за десять лет в землю где-то между двумя столицами, государство аферистам уже простило. Вместо скоростной железной дороги получили на тот момент самую дорогую яму в стране. Опыт на пользу не пошел. Схемы строительных махинаций становились все изощреннее.

Разобранная и снова выстроенная гостиница "Москва" – классический пример черного освоения бюджетных денег. Новодел обошелся почти в миллиард долларов. Из них, ожидаемо, 90 миллионов куда-то растворились. Говоря проще – были украдены.

"Это классический вариант, когда это сложная инвестиционная программа, внутри которой всегда возникают замечательные возможности на уровне разрушения там или отрывания котлована довольно серьезно распилить деньги. Для этого и строилось, чтобы украсть. Потому что никакой особой потребности в сносе гостиницы, построенной всего лишь в начале 30-х годов прошлого века не было", – объясняет профессор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения Вячеслав Глазычев.

Большой бюджет большого ремонта Большого театра – громкий скандал и наглядный пример воровства. Только проектирование второй очереди реконструкции вместо запланированных 98 миллионов обошлось государству в миллиард рублей. Одни и те же работы делали трижды. После Счетной палаты к строителям пришли из прокуратуры и возбудили уголовное дело. Не отстают от столицы и регионы – различия разве что в аппетитах.

"Причин тут несколько, потому что это и земля, и несовершенство законодательства, о котором я говорил. Это рост тарифов. И уж если совершенно откровенно говорить, строительство вообще, строительство дорог в частности – это самая откатоемкая отрасль народного хозяйства", – объясняет Сергей Степашин.

Тендер или конкурс на стройку – отдельное поле для коррупции. Дать выиграть конкурс "своим", не допустив "чужих". Отсутствие конкуренции дает возможность закладывать любые цены. Уже через год все бюджетное строительство в России перейдет на конкурсную основу, причем конкурс этот не только анонимный, но еще и электронный.

В Федеральной антимонопольной службе показывают на мониторе кривую. Потенциальные подрядчики очередной бюджетной стройки стараются предложить государству лучшую цену. Заказ получит тот, кто возьмется построить максимально дешево.

"Конкурс может снизить стоимость в два раза", – уверен начальник Управления по контролю за размещением государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России Михаил Евраев.

Россия и в области строительства – страна уникальная. Стройка за счет бюджета вместо того, чтобы покупать у строителей готовые объекты, которые они возвели на свои деньги.

Именно над такой контрактной системой сейчас работают в правительстве. Как считают эксперты, с ее введением строительство бюджетных объектов подешевеет как минимум на треть.