Эксперты считают, что после любого теракта наблюдается всплеск активности граждан в вопросах страхования собственной жизни и здоровья. Так, скорее всего, говорят они, будет и в этот раз, после терактов в московском метро. Так что страховые компании ждут клиентов. Несмотря на то, что взрыв отнюдь не первый в метрополитене, система страхования пассажиров, напомню, так и не заработала. Предыдущие теракты в метро не сподвигли московский метрополитен на страхование таких рисков. В результате жертвы взрывов и их родственники могут рассчитывать только на помощь властей. Что касается ущерба, нанесенного московскому метро, то его также возместят в страховой компании. Хотя, как первоначально ответили представители компании, договор не предусматривал возмещения в результате террористического акта. То есть это своего рода жест доброй воли. На связи со студией "Вести ФМ" начальник Управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Владимир Козлов.
"Вести ФМ": Владимир Владимирович, здравствуйте. Как вам кажется, появится ли повышенный интерес к частному страхованию жизни после случая в московском метро?
Козлов: Ну, я бы хотел сказать, что эту новость не надо подавать так, что страховые компании ждут клиентов. На самом деле никто не собирается ни в коем случае на таком трагическом событии как-то спекулировать и как-то зарабатывать. Абсолютно нет. Просто такие события, как теракты, как крупные какие-то аварии или катастрофы, в которых гибнут десятки или сотни людей, они высвечивают, скажем так, те проблемы, которые существуют с гарантированностью возмещения вреда лицам, которые страдают в этих событиях. И, конечно, страхование в данном случае как некий финансовый механизм позволяет тем, кто пострадал, должен долгое время лечиться, или, скажем, родственникам погибших, которые потеряли в этой трагедии своих кормильцев, как-то за счет страхования, если бы оно было и осуществлялось по каким-то определенным стандартам, компенсировать эту потерю с точки зрения выпадающих доходов. Вот задача страхования, которую, наверное, сейчас тоже надо рассматривать в комплексе тех мероприятий, которые государство обозначило. Которые оно сейчас будет делать для того, чтобы постараться избежать и не допускать таких трагедий в будущем или как-то нивелировать их последствия. Скажем так.
"Вести ФМ": Владимир Владимирович, в общем-то, об этом вакууме много уже говорилось, и известно о том, что есть проблема с системой обязательного страхования пассажиров. Но есть и частное страхование. Правда ли, что россияне, зная об этом вакууме, зная о проблемах, все равно не спешат страховать свою жизнь, может быть из какого-то суеверия? Вот как у нас не принято завещание составлять при жизни.
Козлов: Первое, что касается страхования ответственности перевозчика: сейчас, действительно, такой законопроект подготовлен министерством транспорта, он проходит определенное согласование. И если этот закон в ближайшее время будет принят, то под него попадает и все метро, и все другие общественные перевозки пассажиров.
"Вести ФМ": То есть вакуум может заполниться?
Козлов: Вакуум законодательный, я думаю, в этом году заполнится. Что касается частной страховки, когда сам человек для себя определяет, то здесь смотрите, какая ситуация: до развала Советского Союза у нас практически каждая семья имела страховку. Разные были страховки, в основном это было связано либо со страхованием жизни, либо со страхованием имущества. Потом в тот период, 10-15 лет, когда шло реформирование активное, просто, скажем так, традиции, которые были в обществе, они немножко были утеряны. Сейчас, когда идет, скажем, новое становление, формирование имущественное, то есть приобретение квартир, машин, дач, и в том числе люди начинают задумываться о себе, в первую очередь, о своем здоровье, о своей жизни, интерес к страхованию возобновился. И до кризиса страхование жизни и страхование от несчастных случаев было на подъеме. Сейчас, конечно, определенный спад, связанный с кризисом. Но различные несчастные случаи, как в "Хромой лошади", как теракт, конечно, заставляют людей задумываться о себе, о своих близких и страховать свою жизнь, свое здоровье.
"Вести ФМ": Что касается затрат на эту страховку и выплат, насколько сопоставимы эти вещи?
Козлов: Ну, действительно, противники, например, законопроекта по страхованию ответственности перевозчика перед пассажирами говорили о том, что это будет некая нагрузка либо на перевозчика, либо на пассажира. Но я могу сказать, что те расчеты, которые мы провели, показывают, что на самом деле нагрузка будет составлять, если мы говорим про пассажира метро, порядка 40-50 копеек к стоимости билета. Это если говорить о стоимости для конкретного пассажира. А если говорить о том лимите возмещения, который он может получить, если что-то с ним произойдет, то это до 2 млн рублей. И вот если бы это страхование, скажем, было внедрено год назад, то, например, сейчас бы, конечно, родственники погибших и, в первую очередь, те, кто пострадал (поскольку им необходимо лечение, все они в тяжелом состоянии) могли бы рассчитывать на совершенно другую сумму.
Комментарии Владимира Козлова слушайте в аудиофайле
Читайте также по теме: