В Америке автомобиль - серьезная вещь. Эфир программы "О главном"

Публикуем фрагменты беседы Елены Щедруновой с Александром Кариевским

Публикуем фрагменты беседы Елены Щедруновой с Александром Кариевским в эфире радио "Вести ФМ".

Щедрунова: Давай начнем с совершенно замечательной истории, которая, я думаю, многих заинтересовала, по поводу штрафных санкций в отношении концерна "Даймлер". Замечательная просто история. Взятки давали в одном месте, а штрафовали в другом.

Кариевский: Ну, я думаю, что, к сожалению, практика бизнеса такова, что взятки они, видимо, давали везде. Вопрос: какие и как?

Щедрунова: США превентивно выставили им иск, да?

Кариевский: Ну не просто же так они это сделали? Я думаю, что эта история, на самом деле, конечно, не каноническая в каком смысле – в том, что, к сожалению, она обнажает практику, которая существует во всех странах, но в нашей стране она очень распространена. Это, мягко скажем, непрозрачность, особенно что касается государственных закупок в том числе, потому что, еще раз говорю, это не доказанные факты, но, по предварительной информации, есть такие сведения, что люди в том числе и для государственных нужд покупали "Мерседесы", условно говоря, и поэтому, естественно "Даймлер" просто пошел на поводу и стал давать взятки. На самом деле, у всех крупных корпораций, которые работают в третьих странах, как они называют (нас они, к сожалению, тоже туда относят), и мало развитых, есть официальные бюджеты для такого неформального подхода.

Щедрунова: Продвижением продукции это можно назвать.

Кариевский: Безусловно, можно и так назвать.

Щедрунова: У нас есть и другой момент. Правильное слово ты произнес, которое я не произнесла в самом начале, что взятки давали для получения крупных госзаказов. При этом при всем, ты знаешь, "Мерседес" – та самая марка, которую, в общем-то, и продвигать не нужно, уже давно продвинута по всему миру.

Кариевский: Ну нет. Здесь же можно купить БМВ, а можно "Мерседес".

Щедрунова: Кто сколько занесет, называется, по такому принципу?

Кариевский: Ну конечно. Поэтому, безусловно, я думаю, что вся эта история просто подтверждает тот факт, который, к сожалению, известен всем в России в том числе: что очень часто вот такого уровня заказы – это касается не только "Мерседеса", это, может быть, ручки для детский садов, если там закупаются какие-то карандаши и так далее, то есть это сплошь и рядом. Это искажает правильное поведение экономических субъектов, это не дает развиваться бизнесу, малому бизнесу и так далее, а рождает монополию во многих случаях.

Щедрунова: Нет, Саша, строго говоря, еще раз повторяю, все это происходило в странах, весьма далеких от Соединенных Штатов, тем не менее претензии "Даймлеру" Министерство юстиции США выдвинуло. Более того, я так понимаю, что "Даймлер" тоже как-то очень заинтересован в этом американском рынке. Почему? То есть получается, что американский рынок в этом смысле круче, чем все остальные рынки в мире вместе взятые? Я исключаю японский, туда, видимо, пробиться довольно сложно.

Кариевский: Там своих хватает. Хотя есть иностранные производители и в Японии, но они, конечно, не занимают доминирующее положение. Понято, что американский рынок пока (несмотря на то, что Китай его в момент обогнал) остается главным рынком для концернов, конечно. Потому что, если посмотреть, какие автомобили продаются на том же китайском рынке, в основном это местного производства автомобили, очень пока еще невысокого качества, хотя это качество, конечно, улучшается с каждым годом. Но, тем не менее, пока это локальный рынок – китайский. Он стал глобальным, он уже становится глобальным, туда пришли практически все концерны мира.

Щедрунова: Но "Мерседес" пока не пользуется особым спросом в Китае, я так предполагаю, на государственном уровне?

Кариевский: Там все-таки немножко по-другому.

Щедрунова: Поскромнее, да.

Кариевский: Поскромнее. Если посмотреть, сколько у нас не только государственных, а вообще "Мерседесов" по Москве одной ездят… Такие дорогие марки, которые в Европе-то мало видишь. Поэтому и для "Даймлера", в принципе, и наш рынок важен, и любой другой важен, но штатовский рынок – конечно.

Щедрунова: Но все равно тот важнее.

Кариевский: Конечно. Пока американский рынок несопоставим. Почему американский рынок такой большой, кроме того, это большая страна, большое население и богатая, самое богатое, пока самое богатое население? Это еще, кроме всего прочего, политика государства в области импортных пошлин. Если у них аналогичные машины, например, "Форд Мондео", стоят 13-15 тысяч долларов, а у нас эта машина стоит 30 тысяч долларов. Поэтому и уровень доходов американцев несопоставим с нашим.

Щедрунова: Действительно, средство передвижения.

Кариевский: Конечно. И поэтому для них автомобиль – это очень серьезная вещь.

Щедрунова: А "Мерседес" сколько у них стоит?

Кариевский: Я не знаю, но я думаю, что он точно гораздо дешевле, чем у нас – это однозначно. "Одноклассники" у нас и у них стоят совершенно разных денег. То есть для людей, у которых покупательная способность выше, сделали еще больше преференций. Почему это происходит? Это уже отдельная история.
 

Полностью беседу Елены Щедруновой с Александром Кариевским слушайте в аудиофайле