"Специальный репортаж": Миллионы играючи

В Рунете – бум онлайн-игр. Количество играющих перевалило за 10 миллионов. В реальной жизни они клерки, инженеры и учителя, а в сети – эльфы, маги и жрецы. Чтобы не отставать от тех, кто "прокачивается" за деньги, игроманы проводят бессонные ночи за компьютером. Специальный репортаж Ирины Матюшенко.

В Рунете – бум онлайн-игр. Количество играющих перевалило за 10 миллионов. В реальной жизни они клерки, инженеры и учителя, а в сети – эльфы, маги и жрецы. Чтобы не отставать от тех, кто "прокачивается" за деньги, игроманы просиживают за компьютером ночи напролет.

Спортивные шины, свечи зажигания, счетчик дрифта. Перед ответственной гонкой бизнесмен из Санкт-Петербурга Павел свой виртуальный спортивный Mitsubishi "прокачал" по полной, потратил тысячу рублей. Для большего эффекта прикупил двух девушек. За сто рублей – две штуки. "Вот такая брюнетка и рыжая девушка. Рыжая – для ускорения, брюнетка для удвоения виртуальных денег", – рассказывает геймер.

Соперник Павла – московский первокурсник Юрий. Денег нет, зато есть время. Чтобы не отставать на трассе, играет ночи напролет. "Рекорд был 25 часов. А так, в принципе, в среднем в день провожу порядка часов восьми, может быть, больше", – рассказывает студент.

Последние два года в Рунете – бум онлайн-игр. Количество играющих перевалило за 10 миллионов. Не нужно покупать дорогой лицензионный диск или искать на Горбушке пиратскую копию. Не нужно даже вставать со стула, точнее, с рабочего кресла.

"Все больше и больше людей, которые раньше никогда не задумывались о том, зачем им нужен интернет, узнают это явление и, соответственно, пытаются им развлекаться", – рассказывает генеральный продюсер "Playnatic Entertainment" Руслан Шелехов.

"Ботва-онлайн", "Пузыри" или сверхпопулярный "Счастливый фермер". В своих офисных компьютерах между делом миллионы россиян возделывают онлайн-огород. Чтобы твоя редиска и топинамбур были круче, чем у соседа, нужно заплатить. Немного, рублей пятьдесят. За год игра принесла владельцам – малоизвестной компании из Екатеринбурга – рекордные 20 миллионов долларов.

"Это чудовищная, зверски затягивающая штука. Если даже человек привык к более структурно и идеологически сложным играм, он все равно способен проводить многие часы, залипнув в своих "Вконтакте" и Facebook (запрещена в РФ), и заниматься такими вещами, как составление кружочков по три одного цвета", – говорит обозреватель игровой рубрики журнала "Афиша" Андрей Подшибякин.

В более сложных играх – с виртуальными мирами, как правило, в стиле фэнтези – за кусочек программного кода игроки готовы платить уже совсем другие деньги. Любимая дубинка радости или доспехи Бога могут стоить тысячу долларов. Не все люди способны играть 8 часов в день или 4 часа в день. Люди, которые работают, способны потратить 40 минут, час. Но обычно у этих людей есть возможность заплатить гораздо больше, чем у студента, который играет много.

Играют в России по системе "free-to-play", на сленге – "условно-бесплатно". Деньги платят лишь за дополнительное оружие или возможность "быть не как все". Популярная на Западе абонентская плата у нас не прижилась.

"Российскому игроку очень сложно взять и 300 рублей в месяц заплатить. Хотя при этом он вполне может пойти и 3 тысячи в итоге потратить на какие-то костюмчики, ненужные аксессуары, чисто украшательства. У него не срабатывает такой психологический барьер: ты денег отдал – ты обязан отыграть. Нет, игра – она бесплатная", – считает продюсер "Nival Network" Александр Трифонов

В своей реальной жизни бизнесмена Алексей может заболеть или уйти в отпуск. Виртуальная действительность не отпускает ни на день. Он – глава "Гильдии светлых" в онлайн-игре "Шайя". "Вы представляете, если долгое время на предприятии не будет генерального директора? Можно так сравнить", – говорит он.

Под его руководством 45 "светлых" эльфов, магов и жрецов. В миру они клерки, инженеры и учителя. Войны с кланом "темных", поединки на арене и походы в подземелья. Чтобы меньше платить, им приходится больше играть. Для этого каждый член гильдии подписал договор – быть в игре не меньше двух часов в день. "Абсолютно реально пройти без всяких вложений, просто это займет много времени", – рассказывает игроман.

Оборот реальных денег в Рунете ежегодно удваивается. Если в 2008 году российские геймеры расстались с суммой в 150 миллионов долларов, то в прошлом году уже с 290 миллионами. Такими темпами эксперты прогнозируют полмиллиарда к концу 2010 года. Раньше о подобных прибылях в интернете никто не заикался.

"Успешная онлайновая игра в странах, где онлайновый рынок развит, способна приносить до 20 миллионов долларов в месяц. Успешные хиты так и приносят. В России параметры меньше в несколько раз, но тоже уже неплохие. Скажем, в прошлом году мы анонсировали, что игра Perfect World приносит более 2 миллионов долларов в месяц, а сейчас все значительно выросло", – отмечает вице-президент по разработке клиентских игр Mail.ru Дмитрий Девишев

Разработка игр – не дешевле съемок кинофильма, – уверяет президент "Nival Group" Сергей Орловский. Это именно он запустил компьютерные гонки, в которые гоняют Павел и Юрий.

"Что касается социальных игр – они, конечно, маленькие, то есть, в принципе, небольшие проекты, порядка 100-150 тысяч в разработке. Серьезные – 200-300 тысяч. 500 – это очень крупная игра. Вообще, приличная браузерная игра стоит порядка полумиллиона долларов", – говорит Орловский.

Виртуальный мир со сказочными эльфами, гномами и магами, обойдется еще дороже. Трехмерные модели, фантастические персонажи, авторская музыка. Новый российский проект – игра "Аллоды". На разработку ушло несколько лет и 15 миллионов долларов. То, что деньги вернутся, ее создатели не сомневаются – знают, чем заманить игрока.

"Раздеть в игре модель до основания невозможно. Она в любом случае будет в бикини присутствовать в игре. Но может бегать в бикини, например. Это такое фэнтезийное бикини для фэнтезийных пляжей", – говорят разработчики.

Онлайн-игроки вытесняют профессионалов. Еще 5 лет назад такие соревнования по киберспорту были сверхпопулярными у молодежи. Даже создали специальную Федерацию компьютерного спорта. Сегодня коллективные бои в Counter-Strike и Quake оплачивают спонсоры, рекламируя товар.

"Это бизнес. Среди спонсоров киберспортивных мероприятий в основном это либо Интернет-гиганты, либо IT-гиганты, либо производители какого-то специального оборудования", – сообщает организатор соревнований Дмитрий Кузнецов.

Самый успешный в России киберспортсмен Антон Синьгов победил в бесконечном количестве международных турниров. За свою профессиональную карьеру заработал 140 тысяч долларов.

"Я не хочу сказать, что я потратил очень много времени на это. Я работал над психологией, я работал над своим душевным состоянием, я работал над соперниками, сидел, анализировал игру и пытался как-то понять, как мне выигрывать", – рассказывает Антон Синьгов

Вместо джойстика – две ручки управления – самолетом и двигателем, и обязательно педали. В культовом российском авиасимуляторе "Ил2.Штурмовик" все, как в настоящем полете. Но из этой виртуальной реальности бизнесмен Тимур давно улетел в настоящее небо. Так затянула игра, что пошел учиться на пилота. Сегодня у него 500 часов налета, профессиональные соревнования, личный самолет и траты в сотни тысяч долларов. Но свои расходы он перевел из онлайна в "реал".

"Ни на каком компьютере невозможно смоделировать то ощущение полета, которое есть в настоящей, живой реальности. Можно понять, как управляется самолет, как реагируют какие-то органы управления. Сидя за креслом дома, к сожалению, вот этой радости не будет", – говорит пилот.

Современная виртуальная реальность способна осуществить любые фантазии. Достаточно включить компьютер, войти в Интернет и погрузиться в онлайн. Дальше все зависит только от воображения. Можно прикупить небоскреб в Дубае, например, на острове Пальма Джумейра. Или посетить концерт U2. Пройтись по магазинам в Милане. Причем, не только виртуальным, но и реальным. А купленный там ноутбук доставят прямо домой.

Потраченная тысяча бизнесмена Павла победила бессонные ночи студента Юрия. На финише пригодился припасенный форсаж. Формула "Деньги против опыта" сработала безотказно. На том и держится игровой Рунет.