Учёные из Дубны дополнили таблицу Менделеева

Ученым из подмосковной Дубны удалось устранить еще один пробел в таблице Менделеева. В пустующей 117-й ячейке появился новый сверхтяжелый элемент. Официального имени ему пока не присвоили. Ученые называют его скромно – унунсептий.

Ученым из подмосковной Дубны удалось устранить еще один пробел в таблице Менделеева. В пустующей 117-й ячейке появился новый сверхтяжелый элемент. Официального имени ему пока не присвоили. Ученые называют его скромно – унунсептий.

Эксперимент, продолжавшийся пять месяцев в циклотроне Объединённого института ядерных исследований, принёс учёным долгожданную награду – шесть ядер 117-го элемента Периодической таблицы. Подробнее об этом – Юрий Оганесян – научный руководитель лаборатории ядерных реакций имени Флёрова, академик РАН, доктор физико-математических наук: "Эксперимент шел 140 дней непрерывно, и в результате этого облучения мы увидели 6 атомов, которые указывали на образование и распад 117-го элемента. Среди шести атомов – сразу два изотопа соседних. Один из них распадается за 25 секунд, а другой распадается за 22 часа".

Для ученых это большая победа. История открытия началась в июне прошлого года. Американские специалисты из Окриджской национальной лаборатории синтезировали 20 миллиграммов сверхчистого 97-го элемента – берклия – и отправили его в подмосковную Дубну. Российские учёные – признанные лидеры в синтезе сверхтяжёлых элементов.

В институте ядерных исследований были получены элементы с атомными номерами до 116-го и самый тяжёлый – 118-й. Между ними существовала пустота. Чтобы её заполнить, атомы берклия в циклотроне подвергали обстрелу ионами кальция. Учёные торопились. Время эксперимента было строго ограничено.

Сверхтяжёлых элементов в природе не существует. Искусственно созданные они быстро распадаются. Например, время полураспада берклия – 320 дней. "Для того чтобы его накопить в достаточном количестве, нужен очень мощный реактор, – поясняет Юрий Оганесян. – Использование самого мощного реактора позволило получить 22 грамма этого уникального вещества".

Пока у открытого элемента нет имени. Неофициально его обозначают унунсептий. Атомный номер – 117. Давать официальное название до подтверждения результатов опытов учёные не спешат. Это считается своего рода "плохой кармой".

"Западные ученые тоже пытаются синтезировать эти элементы, но у них не получается", – отмечает заместитель директора по научной работе НИИ ядерной физики имени Скобелицына, профессор Виктор Саврин.

Пока открытие проверяется, учёные уже рассуждают о его важности. Элементы, стоящие в таблице за ураном, – искусственного происхождения. Чем выше их атомный номер, тем быстрее они распадаются. Но жизнь последних, полученных в Дубне, элементов стала, напротив, увеличиваться.

Специалисты высказали гипотезу о том, что существует своего рода "островок стабильности" в районе элементов с атомным номером 126 или даже 120. К работам над его синтезом российские специалисты из Объединённого института ядерных исследований намерены приступить через год. Тогда, возможно, учёные смогут ответить на вопрос, имеет ли периодическая таблица границу, и, если да, то где она.